Возрастная психология

Факторы психического развития

Факторы психического развития – это основные движущие силы, которые влияют на то, как человек развивается. Они подобны ветру, который направляет парус корабля, определяя курс жизни. К этим факторам относятся:
1. Наследственность: Наследственность – это та основа, на которой строится наш мир. Она передает нам черты и способности от наших предков, как эстафетная палочка. Например, наш темперамент, склонность к определенным заболеваниям, даже некоторые таланты – все это заложено в нас с рождения. Однако не стоит забывать, что наследственность – это не судьба! Она лишь предоставляет нам определенные возможности и ограничения.
2. Окружающая среда: Окружающая среда – это наш мир, полный возможностей и вызовов. Она включает в себя всё, что нас окружает: от семьи и друзей до общества и культуры. Взаимодействие с окружающим миром – это то, что формирует нас как личность. Представьте себе ребенка, который растет в любви и заботе, – он, скорее всего, будет уверенным в себе и добрым. А ребенок, который сталкивается с жестокостью и несправедливостью, может вырасти замкнутым и неуверенным.
3. Активность самого человека: И, наконец, важнейший фактор – это наша собственная активность. Мы не просто пассивные наблюдатели, мы – творцы своей жизни! Каждый выбор, который мы делаем, каждое действие, которое мы совершаем, формирует нас как личность. Мы можем преодолевать трудности, учиться новому, развивать свои таланты.
Запомните:
  • Наследственность – это фундамент, но не единственный фактор.
  • Окружающая среда – это среда, в которой мы растем и развиваемся.
  • Наша собственная активность – это сила, которая позволяет нам создавать свою жизнь. Вместе эти три фактора создают уникальный коктейль, который делает каждого из нас особенным.

Активность

Активность человека — это его взаимодействие с окружающей средой и внешними факторами. Это означает, что развитие происходит не только под влиянием генетики или окружающей среды, но и благодаря действиям самого человека, его желаниям и стремлениям. Таким образом, все три фактора — наследственность, окружающая среда и активность — взаимодействуют между собой и влияют на психическое развитие человека. Понимание этого сложного взаимодействия стало возможным благодаря изучению элементарных поведенческих явлений, таких как условный рефлекс. В начале исследований в науках особое внимание уделялось сочетанию стимулов и закономерностей, что привело к формированию ассоцианистской концепции обучения, разработанной такими учеными, как Дж. Уотсон и Э. Газри. Когда внимание ученых обратилось на функцию безусловного стимула и его роль в установлении ассоциативных связей, возникла новая концепция, подчеркивающая значение подкрепления. Э. Торндайк и Б. Скиннер разработали идеи, согласно которым поведение влияет на последствия воздействия внешней среды и подкрепления. Скиннер, в частности, предложил понятие «технологии поведения», где поведение можно формировать и контролировать через систему подкреплений. Скиннер различает подкрепления как первичное и условное. Первичное подкрепление включает в себя такие факторы, как пища и вода, тогда как условное подкрепление, связанное с нейтральными стимулами, которые приобретают значение благодаря сочетанию с первичными. Таким образом, классический бихевиоризм не акцентирует внимание на развитии, как на таком, а комплекс на обучении через поддержание.
Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Н.А. Бернштейн утверждает, что активность — это основной признак всех живых систем. Она проявляется в различных формах, таких как рефлексы, поисковая активность и воля. Бернштейн отмечает, что движение организма должно соответствовать движению окружающей среды; Если возникает сопротивление, организм использует энергию для преодоления этого сопротивления.
Таким образом, активность становится системообразующим фактором, который связывает наследственность и окружающую среду. Дефекты в генетической программе могут компенсироваться в благоприятной среде, в то время как нормальная программа может не проявиться в неблагоприятных условиях.
Идея конвергенции двух факторов, предложенная В. Штерном утверждает, что психическое развитие является результатом влияния наследственности и окружающей среды. Штерн подчеркивал, что развитие не является простым проявлением врожденных факторов или лишь реакцией на внешние воздействия. Вместо этого считается, что наследственные задатки могут проявляться только в подходящих условиях, и активность ребенка играет ключевую роль в этом процессе. Чем более активен ребенок, тем больше возможностей для реализации его наследственных потенциалов.
Помните: Ваше развитие — это не просто результат генетики или окружения, но и результат вашей собственной активности, желаний и стремлений.

Made on
Tilda