Детство, дошкольный возраст, 0-6 лет

Кризис 1 года

Кризис 1 года, хоть и сопровождается негативными проявлениями, является важным этапом в развитии ребенка, знаменуя переход на новый уровень. Понимание родителями сути происходящих изменений и правильный подход помогут пережить этот период с минимальными трудностями.

Год Безумия

"Кризис 1 года" - звучит как название фильма ужасов, верно? И это не так далеко от истины. Переход от младенчества к раннему детству - это время, когда ваш малыш превращается в маленького, но очень уверенного в себе тирана. Что происходит? Вдруг, словно по волшебству, ваш кроха, который раньше был доволен просто лежать и улыбаться, превращается в маленького диктатора, который четко знает, чего хочет, и не боится вам об этом сообщить. И вот тут начинается самое интересное: аффективные вспышки! Ребенок, который еще не умеет говорить, использует все свои силы, чтобы донести до вас свои желания. Жесты, крики, слезы - все идет в ход. И все это потому, что мир вокруг него стал намного больше! Теперь он может ползать, ходить, тянуться к предметам, которые раньше были недоступны. Но мир, как известно, полон опасностей: острые углы, розетки, посуда... Все это нужно спрятать, чтобы малыш не превратился в маленького исследователя с порезанными пальцами. И вот тут появляется "НЕЛЬЗЯ" - это слово становится вашим постоянным спутником. В этот период оно звучит особенно часто, поскольку ваш ребенок, хотя и не понимает всех нюансов, уже четко осознает границу между "можно" и "нельзя".
Что делать? В этом хаосе важно оставаться спокойным и понимать, что это всего лишь этап. Используйте юмор, терпение и, главное, побольше объятий. А еще, не забывайте, что "год безумия" - это время открытий и неудержимого желания исследовать мир. В конце концов, именно в этот период ваш малыш делает свои первые шаги к самостоятельности, а это уже повод радоваться!

Когда "нет" становится "апокалипсисом"

Представьте себе: вы просите ребенка убрать игрушки, а он... падает на пол, бьет по нему ногами и кричит так, что соседи думают, что у вас дома взрыв произошел. Знакомо? Это не просто каприз, а настоящий "аффективный шторм", вызванный запретом "нельзя" или "нет". Почему же дети так остро реагируют на эти слова? Часто причина кроется в воспитании. Слишком строгие родители ("нет" - это закон, не подлежащий обсуждению) могут столкнуться с бурей протеста. Непоследовательные родители ("сегодня можно, а завтра нельзя") путают ребенка, и он не понимает, как себя вести. Бабушка - "добрый полицейский", папа - "злой полицейский"? Неудивительно, что у ребенка "аффект" - он не знает, чего ждать.
Как же справиться с этими эмоциональными бурями? Ключ - в спокойствии! Предоставьте ребенку немного свободы, пусть он сам делает выбор (в разумных пределах, конечно). Терпение и выдержка - ваши главные союзники. Помните, что ребенок учится, и его "аффекты" - это сигнал о том, что он пытается разобраться в мире. И, главное, не бойтесь смеяться! Иногда, чтобы преодолеть "аффективный шторм", нужно просто посмеяться над ситуацией. Ведь, в конце концов, это всего лишь ребенок, который учится жить!

Слова

Главное приобретение переходного периода - это своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский называл автономной. Она настолько отличается от взрослой речи, что просто диву даешься! И по звуковой форме, и по смыслу - полная противоположность! Детские слова - это настоящая загадка! Иногда они похожи на "взрослые", а иногда - вообще непонятно, откуда они взялись! Например, "ика" - это шкаф, а "гилигилича" - карандаш. Есть слова - обрывки слов взрослых, как "как" - каша, или "па" - упала. Иногда дети искажают слова, но при этом сохраняют их фонетический и ритмический рисунок, как "тити" - часы, или "ниняня" - не надо. И, конечно же, нельзя забывать о звукоподражательных словах, таких как "ав-ав" - собака, или "му-му" - корова. Детская речь - это удивительный мир, полный юмора и очарования!
Ещё более интересны семантические различия! Маленький ребёнок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, потому что у него ещё не сложились наши "взрослые" понятия. Для нас слово чаще всего связано с определённой группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, "часы" - это вещь, с помощью которой мы определяем время. Ребёнок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Представьте себе: годовалый ребёнок, вступая в новый период - раннее детство, - уже многое может! Он ходит или хотя бы пытается ходить, выполняет различные действия с предметами, его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, и хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются.
Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.
А теперь представьте: ребёнок, показывая на кошку, говорит "мяу"! Это не просто звук, это целая вселенная, в которой "мяу" - это и кошка, и её поведение, и её пушистость, и всё, что с ней связано. Мир глазами ребёнка - это бесконечный источник смеха и удивления!

Made on
Tilda