Детство, дошкольный возраст, 0-6 лет

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Ранний возраст — это критически важный период для формирования навыков, которые станут основой для дальнейшего развития ребенка. Взаимодействие с окружающей средой и поддержка со стороны взрослых способствуют успешному развитию речи, социальных навыков и эмоциональной сферы.


Когда "нет" - это "да"

Кризис 3 лет – это как переход из уютного, но тесного гнездышка в огромный, пугающий и одновременно захватывающий мир. Это разрушение старых правил, переосмысление отношений с близкими и, по мнению Д.Б. Эльконина, кризис выделения своего "я". Малыш, как маленький исследователь, отрывается от привычного берега и пытается найти новые, более глубокие связи с окружающими.
Но этот поиск не всегда проходит гладко. Взрослым тоже нужно подстраиваться под новую реальность. Если же отношения с ребенком не меняются, его стремление к самостоятельности подавляется, вспыхивает настоящий кризис. Проявляется он, как правило, в отношениях со взрослыми (со сверстниками, как ни странно, все в порядке).
Л.С. Выготский, следуя Э. Келеру, выделяет 7 признаков этого непростого периода. Первая – негативизм. Давайте разберемся, что же скрывается за этим "нет".
Ребенок не сопротивляется самому действию, а требованию его выполнить. "Не хочу!" – звучит не как отказ от игры, а как протест против того, что именно *ты* ему это предложил. Негативизм избирателен: один член семьи – враг, а другой – лучший друг. Главный мотив – сделать наоборот, чтобы показать, что он – самостоятельный, а не марионетка.
Так что, если ваш малыш вдруг начал упрямиться, не спешите ругаться. Возможно, он просто кричит: "Я – самостоятельный! Я сам решаю!" А это – начало большого пути к взрослой жизни.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему и не хочется — возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.
При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики: Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые "обсуждают детей", но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.
Что же происходит? Меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект — непосредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.
Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Иногда кажется, что ребенок просто "троллит" нас своим "нет", но на самом деле он учится строить отношения, управлять своими эмоциями и выбирать свои собственные действия. Так что, дорогие родители, не спешите раздражаться и впадать в отчаяние! Это всего лишь еще один шаг на пути к самостоятельности вашего маленького героя!
Упрямство - это не просто "хочу!"
Вторая отличительная черта кризиса 3 лет - упрямство. И нет, это не просто "хочу" на максималках. Ребенок упрямится не потому, что ему ОЧЕНЬ хочется чего-то, а потому, что он сам это сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались!
Его первоначальное решение становится святым граалем, от которого он не может отказаться даже при
изменении обстоятельств.
Упрямство - это не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок
настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
В этот переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого,
а против всей системы отношений, против норм воспитания, которые были приняты в семье. Ребенок
стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. "Да ну!" -
самая распространенная реакция в таких случаях.
Конечно же, ярко проявляется тенденция к самостоятельности. Ребенок хочет все делать и решать сам.
В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к
самостоятельности приводит к своеволию. Она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает
дополнительные конфликты со взрослыми.
Иными словами, упрямство, строптивость и желание быть "самостоятельным" - это как три мушкетера
в мире детской психологии. Они могут быть милыми и забавными, но могут и серьезно усложнить жизнь
как ребенку, так и его родителям.

Когда дети становятся маленькими тиранами

Представьте себе: ребенок, который постоянно воюет с родителями. Не просто спорит, а устраивает настоящие бунты! Или же, единственный ребенок в семье, который диктует всем закон. Мама, по его мнению, должна уйти из дома, если он этого захочет!
А что происходит, когда детей в семье несколько? Вместо деспотизма появляется ревность! Маленький тиран начинает ревновать к братьям и сестрам, которые, по его мнению, получают слишком много внимания.
Но как же так?
Оказывается, все дело в кризисе 3 лет. В этот период ребенок начинает обесценивать все вокруг! То, что раньше было интересно, теперь кажется скучным. Правила поведения? Ха! Любимая игрушка? Ее можно сломать, если она не досталась в нужный момент!
Что происходит? Ребенок отделяется от взрослых, утверждает свою индивидуальность. Это важный этап взросления, и он ждет его впереди еще не раз!
А вы как думаете? Были ли у вас подобные ситуации с детьми?

Made on
Tilda