Детство, дошкольный возраст, 0-6 лет

Дошкольный возраст (от 3 года до 7 лет)

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Игра как ведущая деятельность

Знаете, что самое лучшее, что мы можем сделать для наших маленьких человечков? Не мешать им играть! Да-да, вы не ослышались. Иногда можно поучаствовать, иногда превратить уборку в захватывающую миссию, иногда просто стать невидимым наблюдателем, пока чадо с упоением наблюдает за муравьиным царством или швыряет камешки в пруд. Не нужно спешить "занять" ребенка - пусть поскучает, помечает, пофантазирует! Это не баловство, не пустая трата времени, а настоящее таинство развития! Ролевая игра, или, как ее еще называют, творческая, появляется в дошкольном возрасте. И у нее есть секрет - без фантазии, без воображения, она просто не может существовать. Хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она полна эмоций и становится для ребенка настоящей жизнью. Так что, не бойтесь, позвольте своим детям играть! Ведь именно в игре они учатся, познают мир, развивают свою фантазию и становятся теми, кем они хотят быть.

Игра - это не просто забава!

Представьте себе: малыш, которому только исполнилось три годика, вдруг становится "взрослым" - самостоятельным, независимым. Он уже не так сильно нуждается в маме и папе каждую минуту. Но в то же время именно от взрослых он узнает о мире, учится общаться, а самое главное - играть!
Именно в этот период, на грани раннего детства и дошкольного возраста, появляются первые игры. И не просто игры, а настоящие "режиссерские" спектакли! Малыш уже может представлять себя кем угодно - космонавтом, принцессой, даже динозавром! Он строит свои "картинки" из игрушек, а потом "разыгрывает" их, переживая каждый момент с необыкновенной силой.
И вот уже "режиссерская" игра плавно переходит в "образно-ролевую". Ребенок включается в мир фантазий и придумывает собственные истории. Но для этого ему нужны яркие эмоции, сильные впечатления. И опять же, взрослые в помощи! Они рассказывают сказки, показывают мультфильмы, водят на прогулки в парк - всё это "заряжает" малыша идеи и вдохновляет на новые игры.
Из "режиссерской" и "образно-ролевой" игр рождается "сюжетно-ролевая". Это уже настоящее театральное представление! И к середине дошкольного возраста оно достигает своего пика. А потом появляются игры с правилами - они учат малыша соблюдать порядок, думать перед тем, как действовать, и конечно же, работать в команде.
Но неважно, какая игра у ребенка в фаворите. Главное - что она помогает ему расти, развиваться, учиться общаться и познавать мир. И пусть каждая игра будет веселой, интересной и полна ярких эмоций!

Как мы из "дочек-матерей" в "войнушку" переходим

Сюжет — это как отражение реальности в игре. Представьте себе маленького ребенка, запертого в уютной клетке семьи. Он играет в "дочки-матери", потому что больше ничего и не знает! Но вот, малыш подрастает, мир расширяется, и в его играх появляются новые сюжеты — "строитель", "пожарный", "военный"!
И всё это не просто так! Сначала игра — это короткий взрыв эмоций, 10-15 минут и хватит! Но с каждым годом сюжеты становятся сложнее, а игры — длиннее. В 4-5 лет ребенок может часами играть в "дочки-матери", а в старшем дошкольном возрасте — уже и дни напролет!
Представьте себе картину: ребенок строит "дом" из кубиков, а потом... неделями водит в нем "жильцов", устраивает им "праздники" и "свадьбы"!
Психология игр — это целая наука! И она показывает, как дети познают мир, развивают фантазию и учатся жить в обществе. А вы как думаете, какие игры самые забавные?

Игра - это не просто игра!

Представьте себе: малыш, воодушевленный, режет кусок хлеба игрушечным ножом, а потом... забывает, зачем он это делал! Да, младшие дошкольники - это маленькие исследователи, поглощенные самим процессом игры. Для них важно действовать, а не результат.
А вот средний дошкольник уже не просто режет хлеб: он заботливо ставит его перед куклами, потому что понимает, что за этими действиями скрываются отношения. Он знает, что сначала обедают, а потом моют посуду - строгий порядок! И два доктора одновременно осматривать мишку? Не-не, это не для него!
Старший дошкольник - это уже настоящий профессионал: он чётко следует правилам, которые диктует его роль. И не дай бог кто-то нарушит эти правила!
Но вот что интересно: с возрастом игра становится все более абстрактной. Предметные действия сокращаются, а иногда даже заменяются речью: "Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!".
Игрушки? Не нужны! Главное - правила, отношения и... успешно сыгранная роль!
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Как же развивается игра в дошкольном возрасте? Представьте себе, что игра - это волшебный поезд, который везет нас от простых действий к сложным взаимоотношениям.
В начале пути (3-5 лет) поезд мчится по рельсам, заполненным предметными действиями. Ребенок играет в "дочки-матери", "магазин" или "поезд", воспроизводя логические действия взрослых.
Затем, поезд набирает скорость (5-7 лет) и переходит на новые рельсы, где главное - социальные отношения. Ребенок уже не просто играет в "магазин", а создает в нем сложные отношения: продавца и покупателя, друзей и конкурентов.
Вся эта путешествие проходит через три основные станции:
  • Станция "Развернутые действия". Здесь ребенок играет в сложные игры с неявными ролями и правилами.
  • Станция "Свернутые действия". Теперь роли ясно очерчены, но правила остаются неявными.
  • Станция "Открытые правила". На этой станции ребенок уже знает правила игры, но роли могут оставаться скрытыми.
К моменту поступления в школу, наш поезд достигает пика своего развития. Игра становятся более сложной, а ребенок уже может управлять своим поведением, следуя нормам и правилам.
Важно помнить, что игра - это не просто забава. Это фундамент развития ребенка, который формирует его мышление, воображение, социальные навыки и способность к самостоятельности.
И пусть этот волшебный поезд всегда будет везти нашего маленького путешественника к новым интересным открытиям!

Игра, роли и правила

Представьте себе ребенка, который бегает по комнате, воображая себя космонавтом, исследующим неизведанную планету. Или девочку, которая строит из кубиков дом и "кормит" кукол обедом. Это - мир игры, который для ребенка - не просто развлечение, а настоящая школа жизни!
В игре ребенок не просто забавляется, он учится взаимодействовать с миром, осваивает социальные роли, узнает о правилах и нормах поведения.
Как же меняется игра с возрастом?
Игра дошкольника - это удивительное путешествие, которое проходит через несколько этапов:
  • Сначала - игра с секретами. Ребенок "играет" в кухню, но за этим действием скрываются роли и правила, которые он еще не формулирует вслух. Он "варит" суп, но не говорит, что он повар.
  • Потом - игра с явными ролями. Ребенок уже знает, что он повар, и уверенно "готовит" ужин для своей "семьи". Но правила игры еще скрыты - он может "готовить" из кубиков, игрушек или даже из воображения.
  • И наконец - игра с правилами. Ребенок уже знает, что в "магазин" нужно идти с "деньгами", а в "больницу" - приносить "больного". Правила игры становятся явными, а роли - часто скрытыми.
К концу дошкольного возраста игра превращается в нечто более сложное: в ней соединяются ролевая игра и игра по правилам. Ребенок уже не просто "варит" суп, он учится играть в "магазин", где нужно следовать правилам купли-продажи.
Как же "работает" игра?
Игра - это не просто веселое времяпрепровождение. Она помогает ребенку:
  • Учиться взаимодействовать с миром. В игре ребенок может пробовать на себе разные роли, узнавать о правилах и нормах поведения.
  • Развивать воображение. Игра помогает ребенку создавать свои собственные истории и миры.
  • Учиться решать проблемы: В игре ребенок может решать проблемы, которые возникают в процессе игры, и находить решения.
  • Развивать речь. В игре ребенок учится общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства.
Игра - это не просто развлечение, это важный этап в развитии ребенка. И чем более яркой и интересной будет игра, тем более успешным будет его путешествие в мир знаний и навыков!

Развитие психических функций: Речь - от "Абракадабры" к "Язык мой - враг мой"

В дошкольном детстве происходит невероятное: маленький человечек, который раньше говорил "Абракадабра" и "Ба-ба", вдруг начинает владеть настоящим языком! К 7 годам этот язык становится не просто средством общения, но и инструментом мышления, а также объектом изучения, ведь впереди школа, а там чтение и письмо! Психологи говорят, что в этот период язык становится для ребенка действительно "родным", словно родной дом, где тепло и уютно.
В это время развивается звуковая сторона речи. Малыши начинают осознавать, как они говорят, и замечают, когда кто-то произносит слова неправильно. Но они еще помнят "детские" способы восприятия звуков, поэтому им легко распознать неверно сказанное слово. Позже у них формируются "тонкие" и "дифференцированные" звуковые образы слов и отдельных звуков, и тогда ребенок уже не только слышит, но и говорит правильно. К концу дошкольного возраста процесс фонематического развития завершается, и ребенок уже может произносить "ш", "р" и "л" без запинки, как настоящий "лингвист"!
Словарный запас ребенка в этот период растет с невероятной скоростью! Как и раньше, у каждого своя скорость, словно у улитки и зайца: у одного словарный запас богаче, словно у энциклопедии, а у другого скромнее, но зато он знает все слова, которые нужны для общения с друзьями. Все зависит от условий жизни ребенка, от того, как и сколько с ним разговаривают близкие взрослые.
Так что, если ваш ребенок вдруг начал говорить "Язык мой - враг мой", не пугайтесь! Это значит, что он уже почти "взрослый", и его язык – это не просто набор звуков, а инструмент для выражения своих мыслей и чувств!

Маленькие языковые волшебники!

Развивается грамматический строй речи, как будто ребенок строит башню из кубиков, только вместо кубиков — слова! Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью, он творит языковую магию!
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Но не думайте, что его ситуативная речь совсем исчезает! Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску.
В общем, в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монолога, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Так что, не удивляйтесь, если ваш маленький языковой волшебник начнет рассказывать вам истории, описывать свои мечты или спорить с друзьями о правилах игры!

Восприятие. Когда мир перестает быть огромным плюшевым мишкой

Представьте себе: малыш, только-только познающий мир, видит огромную, пушистую собаку. Для него это не просто животное, а целая вселенная! Лапы - это горы, шерсть - облака, а хвост - волшебная палочка.
Но вот малыш подрастает, и мир перестает быть таким простым и однозначным. Плюшевый мишка, который раньше был самым прекрасным существом на свете, теперь уже не вызывает такого бурного восторга. Почему?
Потому что восприятие ребенка меняется! Из огромной эмоциональной каши, где все сливается в один большой аффект, оно превращается в осознанный, целенаправленный процесс. Малыш учится анализировать, выделять детали, изучать. И вот уже вместо "собака" он говорит "коричневая собака с длинным хвостом и мокрым носом".
Именно в этом возрасте ребенок начинает активно использовать слова для описания окружающего мира. Он учится называть цвета, формы, размеры, и даже ощущения! "Холодный, мягкий, колючий" - все это становится частью его словарного запаса.
И вот тут в игру вступает наглядно-образное мышление. Ребенок не просто видит, он еще и думает! Он создает в своей голове картинки, связывает их с реальностью, и делает выводы.
Так мир постепенно превращается в большую игру, где каждый предмет имеет свою роль, а каждое действие имеет свой смысл. И ребенок, уже не просто исследователь, а настоящий ученый, готов к новым открытиям!

Мышление. От кубиков к абстракциям (с юмором)

Представьте себе: маленький человечек, только-только начинающий познавать мир. Он хватается за все руками, пробует на вкус, исследует мир через действия. Это наглядно-действенное мышление - наше первое знакомство с логикой.
Потом, как по волшебству, появляются картинки, образы, которые помогают нам понять мир. Наглядно-образное мышление - это уже не просто тыкать пальцем, а представлять себе, как работает мир. И даже наши маленькие исследователи, с их "детской логикой", могут решать довольно сложные задачи!
Но есть нюанс: чтобы маленький человек мог решить задачу, ему нужно ее запомнить, представить и понять. Поэтому, чтобы получить верный ответ, нужно говорить с ним на понятном языке.
Например: 3-летний малыш вряд ли поймет, что такое "час". Для него время - это "сейчас" и "потом". А вот 7-летний уже может представить себе, как долго ждать маму, если она обещала вернуться через "час".
И вот, к концу дошкольного возраста, происходит удивительное: маленький человек начинает замечать связи между вещами, делать выводы, и даже обобщать!
Психология - это не скучная наука, а увлекательное путешествие в мир человеческого мышления. А вы уже дошли до "словесного мышления"?

Память. Маленькие гении запоминания

Дошкольный возраст — это настоящий рай для памяти! Ни до, ни после этого периода ребенок не будет запоминать информацию так легко и быстро, как в эти чудесные годы. Детская голова - это как губка, впитывающая все вокруг!
Но у этой "губки" есть свои особенности. Маленькие дети запоминают все непроизвольно, как будто по волшебству. Ребенок не ставит себе цель запомнить что-то, он просто живет, играет, наблюдает, и все самое интересное откладывается в его памяти. Если событие, действие или картинка вызывают у него эмоции, запоминание происходит автоматически, как будто по взмаху волшебной палочки!
С возрастом, "волшебная палочка" становится все мощнее! Непроизвольное запоминание становится эффективнее, особенно когда ребенок понимает смысл того, что запоминает. Смысловая память развивается бок о бок с механической, так что не стоит думать, что дошкольники, которые могут повторить текст слово в слово, запоминают все только "на автомате".
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) появляется произвольная память. Ребенок начинает сознательно запоминать и вспоминать, но делает это не всегда и не везде. Обычно это происходит в игре, при выполнении поручений взрослых или во время занятий, которые подготавливают детей к школе. Сложные вещи ребенок может запомнить во время игры, ведь игра - это волшебная страна, где все возможно!
В дошкольном возрасте память тесно связана с развитием личности. Возраст с трех до пяти лет становится временем первых детских воспоминаний, которые будут храниться в сердце навсегда!

Развитие личности. Маленькие человечки, большие открытия!

Дошкольный возраст - это не просто время песочниц и кукольных театров. Как говорил великий А.Н. Леонтьев, это "период первоначального фактического склада личности"! Да-да, именно в эти годы закладывается фундамент того, кем станет ваш малыш.
Представьте себе: маленькие человечки, только-только познающие мир, уже строят свои первые кирпичики личности! Их эмоции бушуют, как ураган, а мотивация - как неугомонный паровозик, который гонит их к новым открытиям. И, конечно же, формируется самое важное - самосознание.
В этот период малыши узнают, кто они такие, чем отличаются от других и что им нравится. И всё это происходит в игре, в общениях, в первых попытках понимать мир вокруг.
Так что, не думайте, что дошкольный возраст - это время просто "поиграть". Это время формирования основных личностных механизмов и образований. И от того, как мы поможем малышу в это время, зависит его будущее!

Эмоциональная сфера. Когда игрушки важнее, чем реальность

Представьте себе: маленький человечек, которому всего-то пару лет, мир для него - это огромный, яркий и постоянно меняющийся мир. Он то радуется новой игрушке, то расстраивается, что не может построить башню из кубиков. Эмоции бьют ключом, как фонтан, то вверх, то вниз!
Но вот - чудо! Ребенок подрастает, становится дошкольником. И тут-то все меняется! Эмоции становятся спокойнее, словно кто-то добавил в фонтан успокоительного. Сильные вспышки гнева и слез по поводу "неправильной" игрушки уходят в прошлое.
В чем же секрет? Все дело в представлениях! Ребенок уже не просто реагирует на мир, он его представляет. И это представление - словно фильтр, через который проходят все эмоции. Он может представлять себе, как он будет играть с новой игрушкой, как он построит башню выше, чем вчера, как он поможет маме.
И вот, неудача с кубиками - уже не такая трагедия. Ведь в мире представлений ребенок все равно победитель! Он может строить башни в своих мечтах, а реальные кубики - это просто временные "подсобные материалы".
Так что, дорогие родители, не переживайте, если ваш дошкольник иногда грустит или злится. Это просто его мозг тренируется, учится представлять и создавать свой собственный мир. И в этом мире он всегда будет счастлив, даже если в реальности не все идет по плану.

Эмоции на полную катушку!

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но не думайте, что это означает, что ребенок становится каким-то там "безэмоциональным роботом"! День дошкольника настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. Представьте: "Мама, я хочу есть!" - "Но ты же только что ел!" - "Да, но я хочу еще!" - "Нельзя!" - "Ааааааа!!!"
В дошкольном возрасте желания и побуждения ребенка начинают дружить с его представлениями. И вот тут происходит волшебство! Побуждения начинают перестраиваться. Раньше ребенок хотел только то, что видел перед собой. А теперь он уже может мечтать о том, что есть "в идеальном плане", например, о том, чтобы стать космонавтом и полететь на Луну!

Действия. Малыш, ты уже не тот!

Представьте себе: ребёнок, который раньше хватался за яркую игрушку и орал от восторга, теперь задумчиво смотрит на неё, а потом... начинает строить башню из кубиков! Что произошло?

Всё дело в том, что мир малыша стал сложнее и интереснее. Он уже не просто реагирует на то, что видит, но и строит планы! "Хочу башню! Нужно взять кубики! Если я их правильно поставлю, башня будет высокой!" — вот примерно такой мысленный процесс теперь происходит в его маленькой головке.
И самое интересное: чувства тоже стали умнее! Раньше, если ребёнок обижался, он плакал, кричал и бегал по комнате. Сейчас он может просто нахмуриться, вздохнуть и сказать: "Я расстроен, потому что ты забрал мою машинку".
А ещё, малыш теперь может радоваться не только тому, что происходит сейчас, но и тому, что будет! "Ура, завтра мы пойдём в зоопарк!" — и он уже предвкушает встречу с животными.
В общем, детство — это время невероятных изменений! Малыш становится всё умнее, его чувства становятся глубже, а мир вокруг — ещё более удивительным!

Изменяется содержание аффектов. Эмоции - это не просто "вау"

Что происходит с эмоциями у наших маленьких человечков?
Оказывается, их мир чувств становится все богаче!
Новые эмоции:
  • Сочувствие: "Ой, ты упал? Давай, я помогу!"
  • Сопереживание: "Я понимаю, тебе грустно, когда ты не можешь построить башню!"
И без этих эмоций - никуда! Без них не будет настоящей дружбы, игр, совместных приключений!
Важный момент:
Детские представления теперь не просто картинки, а целые эмоциональные истории!
Все, что делает малыш, должно быть "вау":
  • Игра - это не просто кубики, а целая сказка!
  • Рисование - это не просто каракули, а шедевр, который кричит "Я художник!"
  • Даже помощь маме - это супергеройская миссия!
А если ему неинтересно?
То "вау" не будет, и все пойдет прахом!
Вывод:
Детские эмоции - это не просто набор "вау", "фу" и "ура". Это целая галактика, в которой "вау" - это только одна из планет!

Мотивационная сфера. Мотивация и игра - как малыши учатся быть хорошими (и не очень)

Самое главное, что происходит в мозгу малыша, когда он учится быть человеком, — это умение подчинять свои желания. Как это работает? Представьте себе: кроха только-только начал ходить. Он видит красивую игрушку, тянется к ней, но тут мама говорит "Нет!" В этот момент в его голове происходит битва! С одной стороны — желание, с другой — мамин запрет. И вот тут-то и вступает в игру соподчинение мотивов. В начале, конечно, побеждает желание - малыш хватает игрушку, не обращая внимания на запрет. Но постепенно, как в игре "Крестики-нолики", развиваются новые "ходы". Малыш учится понимать, что "нет" — это значит "нет", и что, если он не послушается, может получить "штраф" - например, игрушку заберут. Интересно, что для маленьких детей самая сильная "карта" — это награда. "Если ты будешь хорошо себя вести, получишь конфету!" — и вот, малыш уже старается быть послушным. Но бывает, что "карта" — это наказание. "Не будешь слушаться, уйдешь из игры!" — и ребенок уже не так уверен в своих желаниях.
Еще один интересный факт: наличие взрослого рядом помогает малышу контролировать себя. Сначала он нуждается в "надзирателе", который не даст ему "свернуть с пути", но постепенно он начинает "видеть" этого "надзирателя" в своем воображении. Это как бы "внутренний голос", который подсказывает: "А вдруг мама увидит?"
Чем старше ребенок, тем лучше он умеет подчинять свои желания. Но даже у старших дошкольников это не всегда получается. Ведь быть "хорошим" — это очень сложно, а играть — это очень весело!
Именно в игре ребенок учится быть "хорошим". Он примеряет на себя разные роли, учится следовать правилам, и, самое главное, развивает свою фантазию. А фантазия — это тоже важная "карта" в игре "быть человеком"!
Дошкольник — это не просто маленький человек! Жизнь дошкольника — это не просто "еще один этап", это настоящий взрывной коктейль из новых впечатлений! Малыш уже не просто младенец, он активно впитывает мир, строит отношения, пробует себя в разных делах. И, конечно же, у него появляются новые, "взрослые" мотивы! Представьте себе: у него уже есть своя собственная "шкала крутости" - самооценка, самолюбие! Он хочет побеждать, соревноваться, быть лучше всех!
В этот период у ребенка формируется своя уникальная система мотивации, как пазл, складывающийся из разных кусочков. И эти кусочки - мотивы - становятся все более устойчивыми. Среди них есть "главные герои" - доминирующие мотивы, которые держат все остальные в подчинении. Это как главные ингредиенты в любимом торте!
Дошкольник уже не просто "делает, что хочет", он учится понимать правила игры, а точнее, правила жизни! Он узнает, что такое хорошо, а что такое плохо, и старается соответствовать этим правилам. Иногда это вызывает у него настоящие "этические переживания" - как будто его совесть говорит: "Ой, не надо было так делать!".
Короче говоря, дошкольник — это маленький человек, который уже не просто "растет", а активно познает мир, строит свою личность и учится жить в этом сложном, но интересном мире!

Самосознание. Я, ты и волшебное зеркало

Представьте себе младенца. Он только что появился на свет, и мир для него – это сплошной хаос из звуков, запахов и вкусов. Самосознание? Еще нет! Но вот проходит время, и малыш начинает понимать, что он – это не просто часть окружающего мира, а отдельная личность. "Я" - это круто! К концу дошкольного возраста ребенок уже осознает себя как личность. Это как будто у него появляется волшебное зеркало, которое показывает ему его собственное "Я". И это "Я" – удивительное! Оно может смеяться, плакать, бегать, рисовать, строить башни из кубиков…
Самооценка – это как оценка в волшебном зеркале. Сначала ребенок просто радуется, когда ему улыбаются, и грустит, когда его ругают. Но постепенно он начинает понимать, что его действия имеют последствия. Он учится оценивать себя и других, сравнивая свои поступки с общепринятыми нормами. "Я хороший, потому что..." Ребенок, как маленький исследователь, изучает мир и себя в нем. Он учится понимать, что такое добро и зло, что такое правильно и неправильно. И вот, у него появляется ощущение "Я хороший", "Я молодец". Ведь он делает все, чтобы его любили и хвалили! "Мама сказала, что я молодец!" В этом возрасте самооценка ребенка очень зависит от мнения близких людей. Если родители говорят: "Ты молодец!", ребенок считает себя "хорошим". Если же его ругают, он может подумать, что он "плохой". В мире "Я" - все интересно! Формирование самосознания – это увлекательный процесс! Как маленький человек открывает для себя свой внутренний мир, так и мы, взрослые, можем учиться у них восхищаться простотой и красотой жизни.

Маленькие хвастуны и их завышенная самооценка

Представьте себе: 5-летний карапуз, который только что научился рисовать палочку, уже во всю хвастается своим «шедевром» и уверяет всех, что он - будущий Пикассо!
Да, в этом возрасте дети настоящие чемпионы по преувеличению своих достижений. Но вот к 6 годам ситуация меняется. Самооценка по-прежнему завышена, но хвастовство становится чуть более… изящным. Теперь они уже не просто заявляют, что все умеют, а подкрепляют свои слова какими-то «доказательствами». "Я умею петь, потому что мама говорит, что у меня красивый голос!" - вот типичный пример такого обоснования.
К 7 годам у большинства детей самооценка становится более адекватной. Наконец-то они начинают понимать, что не все так просто, как казалось раньше.
Но почему же маленькие дети так любят хвастаться? Потому что у них очень высокая самооценка! А это, как ни странно, очень полезно. Высокая самооценка помогает им осваивать новые навыки, не бояться трудностей и с энтузиазмом включаться в новые занятия.
Важно помнить, что самооценка - штука неоднозначная. С одной стороны, она должна быть достаточно высокой, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно. С другой стороны, она не должна быть завышенной, чтобы ребенок не разочаровывался в себе, сталкиваясь с трудностями. В идеале, образ «Я» у ребенка должен формироваться из двух источников:
  • Личный опыт: "Я умею рисовать, потому что сам рисовал!"
  • Общение с окружающими: "Мама говорит, что я хорошо танцую!"
Именно гармоничное сочетание этих двух составляющих создает адекватную и здоровую самооценку, которая помогает ребенку расти и развиваться.

Маленький человек в большом мире

Представьте себе: кроха-дошкольник, пытаясь понять себя, смотрит на себя глазами мамочки, папочки, бабушки… И вот оно, зеркало души! Только вот если оценки и ожидания близких не совпадают с тем, какой он на самом деле, получается кривое отражение: "Я – непонятный, я – не такой!"
Но не всё так печально! Малыш учится понимать свои чувства: "Я рад!", "Я огорчен!" - кричит он, радостно хлопая в ладоши или делая губки "бантиком". И вот, он уже не просто ребенок, а мальчик или девочка! Разные игрушки, разные игры, разные мечты! Он уже знает, что он – это он, и этот "он" живет в прошлом, настоящем и будущем. "Когда я был маленьким, я ел кашу!" - вспоминает он, "А когда я вырасту, я буду космонавтом!" - мечтает он.
И самое главное: мир взрослых, с его правилами и отношениями, открывается ему через волшебство игры. В игре он строит домики, лечит кукол, водит поезда, и учится дружить, понимать, сопереживать. В общем, жизнь дошкольника – это увлекательное путешествие по лабиринтам собственной личности! А нам, взрослым, остается только наблюдать за этим забавным процессом и помогать маленькому человеку сделать первые шаги в большой и прекрасный мир!

Made on
Tilda