Младшая школа, 7-11 лет

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст – это время невероятных изменений и открытий. Дети активно развивают свои познавательные способности, учатся мыслить логически, концентрироваться и запоминать информацию. Школа становится не просто местом для получения знаний, но и площадкой для формирования личности, развития социальных навыков и обретения новых ценностей.
Младший школьный возраст – это период, когда закладываются основы для будущих успехов. Важно помочь ребенку освоить новые знания и навыки, развить его творческие способности, научить его общаться и взаимодействовать с окружающими.

Кризис 7 лет - Рождение социального "Я"

Независимо от того, когда ваш ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он неизбежно столкнется с периодом перемен, который мы называем кризисом 7 лет. Этот период может начаться в 7 лет, но также может сместиться к 6 или 8 годам. Важно помнить, что кризис - это не жесткое событие, связанное с объективными изменениями. Гораздо важнее то, как ребенок переживает систему отношений, в которой он находится - будь то стабильные отношения или резкие перемены. Изменение восприятия своего места в этой системе приводит к изменению социальной ситуации развития, и ребенок оказывается на пороге нового возрастного этапа.
Как отмечала выдающийся психолог Л.И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка. Именно в это время он начинает осознавать себя как личность, отличную от других, и стремится к самоутверждению.
Это изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что раньше было важным, становится второстепенным. Старые интересы и мотивы теряют свою силу, на смену им приходят новые. Все, что связано с учебной деятельностью, особенно отметки, обретает ценность, а то, что связано с игрой, становится менее важным.
Не стоит пугаться этих перемен. Маленький школьник будет играть и дальше, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Это естественный этап развития, и важно помочь ребенку в этот период. Поддерживайте его стремление к знаниям, помогайте ему развивать новые навыки и интересы.
Помните, что кризис 7 лет - это не конец, а начало нового, более сложного и интересного этапа в жизни вашего ребенка. Это время, когда он активно формирует свою личность, и ваша поддержка и понимание помогут ему пройти этот период с уверенностью и позитивным настроем.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы в 7 лет

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы в 7 лет – это не просто появление новых мотивов и перестановка приоритетов в иерархии желаний ребенка. Это глубокие изменения в мире его переживаний, подготовленные всем предыдущим развитием в дошкольном возрасте.
К концу дошкольного детства ребенок начинает осознавать свои чувства. Эти осознанные переживания формируют устойчивые аффективные комплексы.
В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называл обобщением переживаний. Повторяющиеся неудачи или успехи (в учебе, в общении) формируют устойчивые аффективные комплексы. Ребенок может развивать чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или, наоборот, чувство собственной значимости, компетентности, исключительности.
Конечно, эти аффективные образования могут изменяться или даже исчезать по мере накопления нового опыта. Однако некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, становятся неотъемлемой частью личности ребенка, влияя на его самооценку и уровень притязаний.
Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет у ребенка появляется "логика чувств". Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, и ребенок учится справляться с ними.
Этот период – важный этап в развитии эмоциональной сферы ребенка. Он учится понимать свои чувства, управлять ими и строить гармоничные отношения с окружающим миром. понимать свои чувства, управлять ими и строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Внутренний мир ребенка

Развитие эмоционально-мотивационной сферы ребенка приводит к появлению его уникальной внутренней жизни. Эта жизнь - не просто отражение внешних событий, а их преломление через призму чувств, ожиданий и притязаний. Внешние ситуации, отношения и события становятся материалом для переживаний, но они интерпретируются ребенком в соответствии с его собственной логикой, формируя эмоциональные представления.
С одной стороны, внутренний мир ребенка, мир его переживаний, оказывает влияние на его поведение, формируя внешнюю канву событий, в которых он активно участвует. С другой стороны, формирующаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка приводит к трансформации структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - невидимая нить между желанием и действием.
Эта нить - интеллектуальный момент, позволяющий ребенку оценивать будущий поступок с точки зрения его результатов и последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяет личностный смысл поступка, его место в системе отношений ребенка с окружающими, а также вероятные переживания, связанные с изменениями в этих отношениях.
Таким образом, внутренняя жизнь ребенка - это динамичный мир, который формирует его поведение и, в свою очередь, формируется внешними событиями. Понимание этой взаимосвязи является ключевым для понимания развития личности ребенка и его взаимодействия с окружающим миром.

На пороге новой взрослости

Смысловая ориентировка в собственных действиях – это важный шаг в развитии внутренней жизни ребенка. Он учится не просто действовать по импульсу, но задумываться о последствиях своих поступков. Это, конечно, делает его поведение более взвешенным, но одновременно лишает его детской непосредственности. Ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, скрывать свои переживания и колебания, стараться не показывать другим, как ему плохо. Внешне он уже не такой, каким остается "внутренне".
В младшем школьном возрасте еще сохраняется открытость, желание выплеснуть все эмоции на детей и взрослых, сделать то, что сильно хочется. Но с возрастом эта непосредственность постепенно уходит.
Чисто кризисным проявлением этой дифференциации внешней и внутренней жизни становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, а также склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Важно помнить: переход к взрослости – это не всегда гладкий процесс. В этот период ребенок испытывает множество новых эмоций и переживаний. Важно создать ему безопасную и поддерживающую среду, где он сможет открыто выражать свои чувства, и помочь ему научиться правильно справляться с новыми вызовами.

Путь к успеху в школе

Учебная деятельность – ключ к становлению школьника.
Ребенок по-настоящему становится школьником, когда обретает внутреннюю позицию ученика. Он начинает видеть в учебе самое важное для себя, ощущая ее ценность для общества. Это происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, который теперь ориентируется на общественное признание своих действий.
Утрата интереса к игре и развитие учебных мотивов связаны с особенностями развития самой игровой деятельности. В игре акцент смещается с процесса на результат, развивается мотивация достижения. Сама игра постепенно уступает место учебе, где действия совершаются ради конкретных знаний и умений. Это, в свою очередь, дает ребенку одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет посвящено много сил и времени – 10 или 11 лет жизни ребенка. Естественно, она имеет определенную структуру.
Помните: учебная деятельность – это не просто уроки и домашние задания. Это путь к развитию, самостоятельности, достижению новых вершин! Сделайте учебу интересной и увлекательной, и ваш ребенок с удовольствием откроет для себя мир знаний!

Раскрытие секретов учебной деятельности

Мы кратко рассмотрим компоненты учебной деятельности, опираясь на идеи выдающегося психолога Д.Б. Эльконина.

Мотивация: ключ к успеху
Учебная деятельность – это не просто выполнение заданий, а сложный процесс, который требует мотивации. Важно понимать, что она полимотивирована, то есть побуждается и направляется разными мотивами. Среди них есть учебно-познавательные мотивы, которые наиболее адекватны учебным задачам. Именно они делают учебную работу осмысленной и эффективной.
Что же лежит в основе учебно-познавательных мотивов?
  • Познавательная потребность: Это желание узнать что-то новое, понять мир вокруг.
  • Потребность в саморазвитии: Это стремление совершенствоваться, развивать свои способности.
Ученик, мотивированный учебно-познавательными мотивами, интересуется:
  • Содержательной стороной учебной деятельности: Ему интересно то, что он изучает.
  • Процессом деятельности: Его интересует, как достигаются результаты, какими способами решаются учебные задачи.
Важно помнить: Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Учебная задача: путь к освоению знаний
Второй важнейший компонент учебной деятельности – учебная задача. Это не просто задание, а система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.
Продолжение следует…

В следующих статьях мы подробнее рассмотрим другие компоненты учебной деятельности по Д.Б. Эльконину и поговорим о том, как помочь ребенку стать успешным учеником.

Освоение учебной деятельности
В мире знаний, где каждый шаг – это шаг к новым вершинам, важно понимать, как устроена сама учебная деятельность. Она, как сложный механизм, состоит из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых играет свою ключевую роль.
Третий компонент – учебные операции – это те самые "кирпичики", из которых строится способ действий. Операции и учебная задача – это сердцевина структуры учебной деятельности. Представьте, что задача – это цель, а операции – это инструменты, позволяющие ее достичь.
Важно помнить, что каждая учебная операция требует отработки. Только постоянная практика делает ее легкой и автоматической, позволяя нам двигаться дальше, к более сложным задачам.
Четвертый компонент – контроль. В начале пути, учитель – это тот, кто направляет и проверяет, следит за тем, чтобы каждый шаг был сделан правильно. Но постепенно, как маленькие исследователи, мы начинаем контролировать себя сами. Этот процесс происходит как стихийно, так и под руководством учителя.
Помните, что учебная деятельность – это не просто набор правил и задач. Это увлекательное путешествие, где каждый из нас – исследователь, а каждая новая операция – это шаг к новым открытиям. Не бойтесь ошибок, они – это ступени, ведущие к вершинам!

Развитие психических функций

В младшем школьном возрасте происходит настоящий взрыв развития! Мышление становится доминирующей функцией, закладывая основу для всех остальных психических процессов. Это как мощный двигатель, который запускает цепную реакцию развития.
Мыслительные процессы претерпевают глубокие изменения. Ребенок уже не просто смотрит на мир, а начинает его анализировать, сравнивать, делать выводы. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому завершается. Появляются логически верные рассуждения, основанные на операциях – действиях, которые ребенок совершает в уме.
Но важно помнить, что это еще не формально-логические операции. Младший школьник пока не может рассуждать в гипотетическом плане, представляя ситуации, которые не существуют в реальности. Операции, характерные для этого возраста, Жан Пиаже назвал конкретными, потому что они работают только с конкретным, наглядным материалом.
Обучение играет ключевую роль в развитии психических функций. В школе дети получают научные понятия, которые, в свою очередь, способствуют становлению словесно-логического мышления. Но эти понятия не возникают из ниоткуда! Они опираются на житейские понятия, которые ребенок приобрел в дошкольном возрасте и продолжает получать из собственного опыта.
Важно помнить, что развитие – это непрерывный процесс, который требует времени и усилий. Помогайте ребенку развивать свои мыслительные способности, поощряйте его любопытство и стремление к знаниям. Вместе вы сможете достичь невероятных высот!

Развитие мышления младших школьников

Овладение системой научных понятий в процессе обучения открывает путь к развитию у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, опираясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на их внутренние, существенные свойства и отношения.
Развитие мышления напрямую влияет на развитие других психических функций. В начале младшего школьного возраста восприятие ребенка еще недостаточно дифференцировано. Из-за этого он может путать похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, ему выделяются, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина.
Чтобы помочь ученику более тонко анализировать качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.
Помните, что развитие теоретического мышления у младших школьников - это важная задача, которая требует целенаправленных усилий как от учителя, так и от родителей. Создайте условия для развития наблюдательности, анализа и синтеза у ребенка, и вы поможете ему открыть удивительный мир знаний!

Развитие памяти

Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Дети, как правило, непроизвольно запоминают учебный материал, который им интересен, преподносится в игровой форме, связан с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но, в отличие от дошкольников, школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, который их не интересует. С каждым годом обучение все больше опирается на произвольную память.
Младшие школьники, подобно дошкольникам, обладают хорошей механической памятью. Многие из них механически заучивают учебные тексты на протяжении всего обучения в начальной школе. Это может привести к серьезным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и объемнее.
Важно отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести даже непонятный ему текст. Поэтому взрослым необходимо контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс запоминания – как, какими способами ученик запоминает информацию.
Помните: развитие произвольной памяти – это важный этап обучения. Помогите ребенку освоить эффективные методы запоминания, чтобы он мог успешно справляться с учебными задачами и достигать новых вершин!

Внимание – ключ к успеху в младшей школе

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие внимания. Эта психическая функция – фундамент процесса обучения. Без нее невозможно освоить новые знания и навыки. На уроке учитель старается привлечь внимание учеников к учебному материалу, удерживать его на протяжении продолжительного времени, переключая с одного вида работы на другой.
По сравнению с дошкольниками, младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но все еще преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном или сложном материале.
Их внимание отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. В среднем, они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки – 40-45 минут, а старшеклассники – до 45-50 минут). Распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое также даются им с трудом.
В учебной деятельности происходит развитие произвольного внимания ребенка. Сначала, следуя указаниям учителя и работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно. Он сам ставит перед собой цель и контролирует свои действия. Именно этот контроль за процессом своей деятельности и есть, по сути, произвольное внимание ученика.
Важно помнить: развитие внимания – это процесс, который требует времени и усилий. Родители и учителя должны помогать ребенку учиться концентрироваться, управлять своим вниманием и развивать его устойчивость.
Помните, что внимание – это не просто способность "сидеть тихо". Это мощный инструмент, который поможет ребенку в учебе, в общении и в жизни. Развивайте его, и вы увидите, как ваш ребенок становится более успешным и уверенным в себе!

Развитие личности - путь к самореализации

Развитие личности - это удивительный и непрерывный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте. В это время ребенок начинает осознавать себя, формирует свои мотивы и учится управлять ими.
Но с началом школьной жизни этот процесс переходит на новый уровень. Младший школьник уже не просто играет и познает мир, он включен в общественно значимую деятельность - учебу. Его успехи и неудачи, оценки учителей и родителей, становятся важными факторами, которые влияют на его самооценку, формируют его характер и определяют его дальнейший путь.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, которые будут сопровождать человека всю его жизнь. Поэтому важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его индивидуальные особенности и потребности должны быть учтены в образовательном процессе.
Не бойтесь быть самим собой, стремитесь к знаниям, развивайте свои таланты и верьте в себя! Ведь именно вы - архитектор своей собственной личности!

Мотивация как сердцевина личности

А.Н. Леонтьев утверждал, что мотивационная сфера - это ядро личности. Среди множества социальных мотивов обучения, пожалуй, наиболее важным является мотив получения высоких отметок. Для маленького ученика высокие оценки - это источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.
Другие важные социальные мотивы обучения - это долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети) и т.п. - тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Но они остаются только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут.
Тем не менее, социальные мотивы обучения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1 класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.
Помните: успешное обучение - это не только высокие оценки, но и развитие личности, формирование ценностей и ответственности. Стремитесь к знаниям, ищите смысл в учебе, и вы добьетесь выдающихся результатов!

Разжигаем искру любознательности

Мотивация неуспевающих школьников – загадка, отличающаяся от мотивации их успешных сверстников. Часто их движущая сила – жажда получить хорошую оценку и одобрение взрослых. Но этот узкий круг социальных мотивов обедняет их мотивацию в целом. К счастью, у некоторых детей к третьему классу появляются более широкие социальные мотивы, которые они усваивают, наблюдая за взрослыми, особенно в семье.
Ключевой аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Когда ребенок начинает испытывать радость от познания, от того, что он узнал, понял, чему-то научился, – значит, внутри него формируется мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди отличников крайне мало детей, обладающих такими мотивами.
Чтобы разжечь в ребенке огонь познавательной мотивации, важно создать вокруг него душевно и духовно богатую, интересную, интригующую среду. Если родители сами увлечены жизнью, имеют умных и интересных друзей, с которыми общаются при детях, если у них любимая работа, о которой они рассказывают дома – ребенку не нужно ничего специально развивать. Природная потребность учиться сделает свое дело – все само собой красиво расцветет, не удержишь!
Помните: каждый ребенок обладает потенциалом к познанию и саморазвитию. Ваша задача – создать благоприятную среду, где любознательность и жажда знаний будут цвести и процветать.

Мотивация достижения в начальной школе

В начальных классах мотивация достижения успеха часто становится доминирующей силой, особенно у детей с высокой успеваемостью. Эти дети демонстрируют яркое желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат.
Престижная мотивация, хотя и встречается реже, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими качествами. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым.
Мотивация достижения успеха, наряду с желанием получить высокую оценку, типична для начала школьного обучения. Однако уже на этом этапе в мотивации достижения отчетливо прослеживается вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать плохих оценок и связанных с ними последствий: недовольства учителя, санкций родителей (ругань, запрет на прогулки, просмотр телевизора и т.д.).
Эта мотивационная тенденция активно развивается на протяжении неуспешного обучения в начальных классах. К окончанию начальной школы отстающие школьники часто теряют мотивацию достижения успеха и получения высоких оценок (хотя и продолжают рассчитывать на похвалу). Зато мотивация избегания неудачи становится значительно сильнее. Она сопровождается тревогой, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности негативную эмоциональную окраску.

Самосознание и школьная успеваемость

Самосознание – это центральный вопрос в младшем школьном возрасте. Именно в этот период дети начинают осознавать себя как личность, формируя свою самооценку и отношение к миру. Школьная успеваемость, оценка результатов учебной работы, играет ключевую роль в этом процессе.
От оценки зависит развитие учебной мотивации. Для многих детей, особенно в начале школьного пути, оценка учителя становится не просто оценкой знаний, а оценкой их личности в целом. Высокие оценки укрепляют веру в себя, повышают самооценку и мотивируют к дальнейшему обучению. К сожалению, низкие оценки могут привести к тяжелым переживаниям, снижению самооценки, и даже к школьной дезадаптации.
Важно понимать, что оценка – это не единственный показатель личности. Дети, ориентируясь на оценки, начинают делить себя и своих сверстников на "отличников", "двоечников", "троечников", наделять каждую группу определенными качествами. Однако успеваемость – это лишь один из многих аспектов личности.
У отличников и хорошо успевающих детей может складываться завышенная самооценка. Они могут считать себя лучше других, не замечая своих слабостей. С другой стороны, у неуспевающих и слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки могут снизить их уверенность в себе, в своих возможностях.
Как избежать негативных последствий низкой оценки?
  • Важно не фокусироваться на оценке, а на процессе обучения. Помогите ребенку понять, что главное – учиться, получать новые знания, а не только получать хорошие оценки.
  • Создайте доверительную атмосферу в семье. Разговаривайте с ребенком о его переживаниях, поддерживайте его в трудные моменты.
  • Помогайте ребенку видеть свои сильные стороны. Обращайте внимание на его успехи, даже небольшие.
  • Помните, что у каждого ребенка свой темп развития. Не сравнивайте его с другими детьми.
Школьная успеваемость важна, но она не должна определять самооценку ребенка. Помогите ему понять, что он ценен не только за свои успехи в учебе, но и за свои личности, свои таланты и способности.

Как младшие школьники справляются с трудностями в учебе?

Младшие школьники, особенно те, кто страдает от заниженной или низкой самооценки, часто испытывают чувство собственной неполноценности, а иногда даже безнадежности. Эта проблема может быть особенно острой в период обучения.
Одним из способов справиться с этими негативными переживаниями является компенсаторная мотивация. Ребенок, не чувствуя себя успешным в учебе, может переключить свое внимание на другие виды деятельности, где он может добиться успеха. Такая компенсация может привести к формированию неадекватно завышенной самооценки, которая, однако, носит компенсаторный характер.
Важно понимать, что даже если ребенок компенсирует свою низкую успеваемость успехами в других областях, "приглушенное" чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего могут иметь негативные последствия.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и отношений с учителем. Большое значение имеет стиль семейного воспитания и ценности, принятые в семье.
Дети с завышенной самооценкой часто воспитываются по принципу "кумира семьи", в обстановке некритичности. Они рано осознают свою исключительность, что может негативно повлиять на их дальнейшее развитие.
В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. В таких семьях не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Помните, что развитие здоровой самооценки у ребенка - это комплексный процесс, который требует внимания и заботы со стороны родителей и педагогов. Важно создать для ребенка атмосферу поддержки, доверия и уважения, где он сможет развиваться, не боясь ошибиться и не чувствуя себя неполноценным.

Самооценка и ее формирование в семье и школе

Дети с пониженной самооценкой, пусть и не очень низкой, часто пользуются большей свободой дома. Но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь только тогда, когда возникают конкретные проблемы, например, с успеваемостью. Обычно же они мало интересуются занятиями и переживаниями своих детей. Как показала Г.А. Цукерман, ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1 классе, но расходятся к 4 классу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Они вместе с мамой или бабушкой переживают "четверку" как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия, создавая новые возможности для формирования самооценки.
Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе - более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Важно помнить, что формирование самооценки - это сложный процесс, зависящий от многих факторов. Позитивная среда в семье, подкрепленная школьной поддержкой, играет ключевую роль в развитии уверенности в себе и достижении успеха в жизни.

Made on
Tilda