Старшая школа, подростки, 12-17 лет

Подростковый возраст, с 10-14 лет до 15-18 лет

Подростковый возраст действительно является сложным и многоаспектным периодом, в котором происходят значительные изменения как в физическом, так и в психическом состоянии человека

Время перемен и роста

Подростковый возраст – это время удивительной трансформации, период, когда ребенок переходит из детства во взрослую жизнь. Это время бурного физического и психологического развития, время перестройки организма, полового созревания. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.
Важно помнить, что этот период, начинающийся с кризиса, является естественным этапом взросления. И хотя он может быть сложным и для ребенка, и для близких ему взрослых, он также является временем огромного потенциала и роста.
Помните, что каждый подросток уникален, и его путь к взрослой жизни будет особенным. Вместо того, чтобы воспринимать этот период как "затянувшийся кризис", давайте посмотрим на него как на время, полное возможностей для самопознания, развития независимости и поиска своего места в мире.
В этом сложном, но важном периоде, поддержка, понимание и терпение со стороны родителей, учителей и друзей являются ключом к успешному прохождению этого этапа. Помните, что вы не одни! Вместе мы можем помочь подросткам пережить этот период и стать уверенными, самостоятельными людьми.

Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие

Половое созревание - это период значительных изменений в организме, обусловленный эндокринными процессами. Особую роль в этом играет гипофиз и щитовидная железа, которые начинают активно выделять гормоны, стимулирующие работу других эндокринных желез. Взаимодействие гормонов роста и половых гормонов запускает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Ребенок растет и набирает вес, при этом у мальчиков пик роста приходится на 13 лет, завершаясь к 15, а иногда и 17 годам. У девочек "скачок роста" обычно начинается и заканчивается на два года раньше.
Важно помнить, что помимо половых различий, существуют и индивидуальные особенности: у некоторых детей быстрый рост начинается раньше, у других - позже. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала "взрослыми" становятся голова, кисти рук и ступни, затем удлиняются конечности, и в последнюю очередь - туловище.
Помните, что пубертатный период - это не просто физиологические изменения, но и время эмоциональных потрясений, поиска себя и своего места в мире. Будьте внимательны к себе и своим близким, поддерживайте друг друга и не бойтесь обратиться за помощью к специалисту, если это необходимо!

Путешествие в мир взросления

Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.
Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».
Это время перемен, время поиска себя, время взросления. И хотя оно может быть непростым, оно также невероятно важно. Помните, что вы не одиноки в своих переживаниях. Каждый подросток проходит через этот период, и каждый находит свой путь к взрослой жизни. Используйте это время для самопознания, для открытия новых горизонтов и для того, чтобы стать тем, кем вы хотите быть.

Путешествие к себе в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это время бурных перемен, как физических, так и эмоциональных. Сексуальное созревание приносит с собой новые ощущения, которые могут быть как волнующими, так и пугающими. Мальчики часто осознают происходящие изменения более явно, в то время как у девочек наблюдаются большие индивидуальные различия. Для некоторых девушек сексуальное возбуждение может быть таким же сильным, как у мальчиков, для других же оно связано с более глубокими потребностями в привязанности, любви, поддержке и самоуважении.
В этот период резко возрастает интерес к своей внешности, формируется новый образ "Я". Из-за его гипертрофированной значимости, любые, даже самые незначительные, изъяны воспринимаются как катастрофа. Непропорциональность тела, неловкость движений, недостатки внешности, изменения кожи, излишний вес или худоба – все это может вызвать чувство неполноценности, замкнутости, а иногда даже привести к неврозу.
Важно помнить, что эти переживания – естественная часть взросления. Теплые, доверительные отношения с близкими взрослыми, их понимание и тактичность могут смягчить эмоциональную напряженность. Бестактные замечания, окрики и ирония только усугубляют пессимизм и увеличивают риск развития невротических реакций.
Помните, что красота – понятие относительное. Важно научиться принимать себя и свои недостатки, увидеть в них свою уникальность. Подростковый возраст – это время самопознания, и важно не бояться быть собой. Найдите свои сильные стороны, развивайте их, и не бойтесь просить помощи у близких, если вам тяжело. Вы в пути к себе, и это прекрасное путешествие!

Путь к самопознанию

Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Поведение, слова, чувства окружающих воспринимаются им через пелену собственных эмоций. Ему кажется, что все вокруг только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют его "проваливаться сквозь землю", становятся предметом долгих мучительных размышлений.
Но не стоит отчаиваться! Эта особенность подросткового возраста – это не приговор, а возможность для глубокого самопознания.
Как же справиться с этой ранимостью и научиться уверенно идти по жизни?
  • Примите себя! Вы уникальны, и это прекрасно. Не пытайтесь быть кем-то другим, сосредоточьтесь на своих сильных сторонах и развивайте их.
  • Развивайте самооценку. Помните, что мнение окружающих - это не истина в последней инстанции. Ваше мнение о себе гораздо важнее.
  • Общайтесь с людьми, которые вас поддерживают. Окружите себя людьми, которые ценят вас за то, кто вы есть.
  • Не бойтесь ошибаться. Ошибки – это возможность учиться и расти.
  • Помните, что вы не одиноки. Многие подростки проходят через те же трудности, что и вы.

Влияние темпа полового созревания на самосознание:

Темп полового созревания действительно оказывает влияние на образ физического "Я" и самосознание. Дети с поздним созреванием могут испытывать трудности с самопринятием, но не стоит забывать, что каждый человек уникален и развивается в своем темпе. Акселерация может создавать более благоприятные возможности для личностного развития, но не стоит забывать, что внешние факторы не являются определяющими.
Важно помнить:
  • Внутренняя сила важнее внешней. Уверенность в себе – это не только физическая сила, но и сила духа.
  • Каждый человек может добиться успеха! Не позволяйте внешним факторам влиять на ваши мечты и стремления.
  • Не сдавайтесь! Каждый день – это новая возможность стать лучше, увереннее и счастливее.
Помните, что путь к самопознанию – это не всегда гладкий и простой. Но с помощью самоанализа, поддержки близких и веры в себя, вы сможете преодолеть все трудности и стать настоящим хозяином своей жизни!

Личность подростка

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый период кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнего облике, в манерах.
Помните:
  • Подростковый период - это время перемен, и важно понимать, что эти перемены - это естественный процесс взросления.
  • Ваша поддержка и понимание помогут подростку пройти этот этап с наименьшими трудностями.
  • Будьте терпеливы, и помните, что ваш ребенок все еще учится быть взрослым.
Не бойтесь быть рядом с вашим подростком, помогайте ему разобраться в себе и найти свой путь. Это важный этап в его жизни, и ваша поддержка может оказать решающее влияние на его будущее.

Подростковая мода и чувство взрослости

Отметим, что внешний вид подростка часто становится камнем преткновения в семье, вызывая недопонимание и даже конфликты.
Родители не всегда разделяют увлечение молодежной модой, а цены на вещи, которые так необходимы их ребенку, могут казаться им непомерными. В то же время подросток, ощущая себя уникальной личностью, стремится ничем не отличаться от своих сверстников. Отсутствие модной куртки, такой же, как у всех в его компании, может восприниматься как настоящая трагедия. Желание раствориться в группе, не выделяться из толпы, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты, называя его социальной мимикрией.
Но, помимо внешних проявлений взрослости, у подростка формируется и внутреннее ощущение зрелости. Он начинает воспринимать себя как взрослого, ощущает себя в какой-то мере самостоятельным человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Важно помнить, что для подростка его внешний вид – это способ выражения себя, его самоидентификации. Поддерживая его стремление к самовыражению, мы помогаем ему развивать чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Помните, что взаимопонимание и уважение – ключ к гармоничным отношениям с подростком.

Чувство взрослости - не просто возраст

Чувство взрослости – это не просто биологический процесс полового созревания. Это сложная форма самосознания, которая формируется постепенно и не всегда совпадает с календарным возрастом.
Как же проявляется чувство взрослости у подростка?
  1. Желание признания: Подросток стремится к тому, чтобы его воспринимали не как ребенка, а как взрослого, равноправного партнера. Он хочет, чтобы к нему относились с уважением, как к личности, имеющей собственное мнение и право голоса. Это может проявляться в стремлении к независимости, желании принимать решения самостоятельно, а также в готовности отстаивать свою позицию, даже если она отличается от мнения взрослых.
  2. Стремление к самостоятельности: Подчеркивая свою "взрослость", подросток хочет иметь собственное пространство, отдельное от родительского контроля. Он может стремиться к независимости в выборе одежды, музыки, друзей, а также в вопросах учебы. Он может отказываться от помощи родителей, считая, что в состоянии справиться сам.
  3. Формирование собственной личности: Подчеркивая свою индивидуальность, подросток развивает собственные вкусы, взгляды, ценности и стиль поведения. Он может с жаром отстаивать свои предпочтения в музыке, отношении к учителям, спорте, друзьям, даже если они не совпадают с мнением окружающих.
Важно помнить: чувство взрослости – это динамичный процесс, не всегда стабильный. В подростковом возрасте взгляды и убеждения могут меняться очень быстро, но важно, чтобы подросток имел возможность свободно выражать свою точку зрения, даже если она отличается от вашей.
Помните, что чувство взрослости - это не только право, но и ответственность. Помогите подростку осознать и принять эту ответственность, поддержите его на пути к самостоятельности и самостоятельному принятию решений.

Путь к взрослости

Чувство взрослости – это не просто возраст, это глубокий процесс, связанный с формированием этических норм поведения, которые дети усваивают в этот период. В подростковом возрасте появляется моральный "кодекс", диктующий четкий стиль поведения в отношениях со сверстниками. Подросток, часто непоследовательный и противоречивый, сам может отступать от этого кодекса, но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.
Вместе с чувством взрослости, Д.Б. Эльконин рассматривает подростковую тенденцию к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть взрослым в глазах окружающих усиливается, когда не находит отклика у них. В то же время встречаются подростки с неярко выраженной тенденцией - их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных неблагоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, самостоятельности.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы, в которой подросток пытается утвердиться. Какую форму приобретает его самостоятельность - в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах? Важно, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.
Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок. Признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками – вот что формирует его путь к взрослости. Помните, что подростки – это не просто дети, которые скоро станут взрослыми. Это личности, которые строят свой собственный мир, и им нужна поддержка и понимание на этом пути.

Путешествие к себе

Чувство взрослости – это центральное событие в жизни младшего подростка. К 15 годам этот путь приводит к новому этапу: формированию "Я-концепции". Это не просто набор мыслей о себе, а целая система внутренне согласованных представлений, образов "Я", которые складываются в единую картину.
В 11-12 лет просыпается интерес к собственному внутреннему миру. Это начало долгого и увлекательного путешествия самопознания. Мир эмоций, новых отношений, собственных черт характера - все это становится объектом пристального внимания. Подросток хочет понять, кто он есть на самом деле, и кем он хочет стать.
Друзья становятся зеркалами, отражающими его личность, помогая найти сходства и различия. Ближайшие взрослые тоже играют важную роль в этом процессе. Потребность разобраться в себе, понять свои чувства и мысли, приводит к исповедальности в общении с друзьями, к появлению личных дневников, стихов и фантазий.
Это время самоанализа, глубоких размышлений и открытий. Это время, когда подросток учится быть самим собой, строит свою индивидуальность, ищет свой путь в этом мире.

Разнообразие "Я" в подростковом возрасте

«Я», которое формируется в сознании подростка, многогранно и отражает все богатство его жизни. Физическое «Я», включающее представления о собственной внешности, умственных способностях, талантах, силе характера, общительности, доброте и других качествах, объединяется, образуя фундаментальный слой «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих многочисленных качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним тесно связаны два других компонента — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка собственных качеств зависит от системы ценностей, которая складывается, главным образом, под влиянием семьи и сверстников.
Когда образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого подростка противоречат этому образу, часто включаются механизмы психологической защиты. Например, мальчик, считающий себя смелым, струсил. Несоответствие его представлений о себе и реального поведения может вызвать болезненные переживания, от которых он старается избавиться, убеждая всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации). Или он признает, что струсил, но ведь и все его приятели — трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.д.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоких требованиях к себе и недостаточном осознании собственных возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может проявляться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда же идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Понимание и принятие своего «Я» — это сложный и важный процесс, который помогает подростку найти свое место в мире, обрести уверенность в себе и реализовать свой потенциал.

Разбираемся в мире подростковых реакций

Подростковый возраст – это время бурного развития, наполненное сильными эмоциями, яркими увлечениями и жаждой самостоятельности.
В этом возрасте подростки испытывают огромную потребность в общении со сверстниками и стремятся к эмансипации от взрослых. Они хотят освободиться от опеки и контроля, устремляясь к новым, часто сменяющим друг друга, увлечениям. Эти "подростковые реакции" проявляются во всем: в стремлении к независимости, в выборе хобби, в интенсивном общении с друзьями.
Увлечения – это не просто развлечение, это важная часть подростковой жизни. Они позволяют удовлетворить потребность в самостоятельности, познавать мир и развивать свои таланты. Как говорится, "подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр".
Важно помнить, что подростковые увлечения могут быть разными. Некоторые выбирают интеллектуально-эстетические направления: изучение редких языков, увлечение историей, занятия модным видом спорта, участие в художественной самодеятельности. Другие отдают предпочтение так называемым "эгоцентрическим" увлечениям, где главное – демонстрация своих успехов.
Важно поддерживать подростков в их увлечениях, даже если они кажутся нам несерьезными. В этом возрасте они ищут свой путь, пробуют разные роли и изучают мир. Наша задача – создать атмосферу любви и понимания, помочь им расти и развиваться.

Путешествие в мир увлечений

Телесно-мануальные увлечения - это не просто хобби, а путь к самосовершенствованию. Они продиктованы желанием укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или освоить новые мануальные навыки. Спорт, вождение мотоцикла или картинга, работа в столярной мастерской - все это примеры телесно-мануальных увлечений, которые позволяют нам не только развивать физические качества, но и испытывать чувство удовлетворения от достигнутых результатов.
Накопительские увлечения - это мир коллекционирования во всех его видах. От марок и монет до редких книг и антикварных вещей - коллекционирование позволяет нам погрузиться в историю, изучить различные культуры и найти уникальные предметы, которые отражают наши интересы.
Информативно-коммуникативные увлечения - это, казалось бы, самый простой вид увлечений. Но именно в них проявляется наша жажда получения новой информации, потребность в легком общении со сверстниками и желание поделиться интересными фактами.
В подростковом возрасте увлечения играют особенно важную роль. В этом бурном периоде жизни подростки не только увлечены разнообразными делами, но и активно общаются со сверстниками. Именно общение пронизывает всю жизнь подростков, оставляя свой отпечаток на учении, на неучебных занятиях и на отношениях с родителями.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. Именно в дружеских отношениях возможно наиболее содержательное и глубокое общение. Подростковая дружба - это сложное, часто противоречивое явление, но именно она помогает нам понять себя и свой мир.
Увлечения - это не просто хобби, это путь к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Изучая свои увлечения, мы изучаем себя.

Самостоятельность и групповая динамика в подростковом возрасте

В подростковом возрасте личность активно развивается, и социальные взаимодействия играют в этом процессе решающую роль. Вхождение в группы, которые отличаются высоким уровнем социального развития, благотворно влияет на формирование личности подростка. Если внутри группы он испытывает неудовлетворенность, он естественным образом ищет другие, более подходящие для себя сообщества.
Помните, что подросток может одновременно входить в несколько групп: школьный класс, компанию двора, спортивную команду. Даже летние лагеря могут оказывать значительное влияние на его развитие.
Важно понимать, что для подростков характерно стремление к эмансипации от взрослых. Несмотря на потребность в родительской любви и заботе, они испытывают сильное желание быть самостоятельными и равными в правах. Успешное преодоление этого непростого периода зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и от готовности родителей принять взрослость своего ребенка.
Помните:
  • Группа - это не просто место встреч, а площадка для развития личности.
  • Неудовлетворенность в одной группе - это не повод для отчаяния, а сигнал найти свою нишу.
  • Родителям важно быть готовыми к изменениям, которые происходят с их ребенком.
В этот период подросток нуждается в понимании, поддержке и свободе быть собой. Создайте условия для открытого диалога, уважайте его мнение и помогите ему найти свой путь в мире социальных взаимодействий.

Разбираемся с конфликтами в общении с подростком

Основные сложности в общении с подростком часто возникают из-за родительского контроля над его поведением, учебой, выбором друзей и т.д. Контроль может быть очень разным. Самые неблагоприятные сценарии для развития ребенка - это жестокий, тотальный контроль при авторитарном воспитании, и полное отсутствие контроля, когда подросток предоставлен сам себе, без надзора.
Помимо контроля, в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность предъявляемых требований, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений - любовь, принятие или непринятие ребенка.
Демократичные родители ценят как самостоятельность, так и дисциплинированность в поведении подростка. Они предоставляют ему право на самостоятельность в некоторых сферах жизни, но одновременно, не ущемляя его прав, требуют выполнения обязанностей.
Ситуация усложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Такое отношение иногда называют "воспитанием по типу Золушки". В этом случае неизбежна полная потеря контакта.
Важно помнить, что подросток - это не просто ребенок, а личность, которая нуждается в понимании, поддержке и уважении. Создайте атмосферу доверия и открытого диалога, чтобы ваш подросток чувствовал себя комфортно и мог открыто делиться своими мыслями и чувствами.
Помните, что вы - не враги, а союзники! Совместными усилиями вы сможете пройти этот непростой период и построить гармоничные, уважительные отношения, которые будут основой для счастливого будущего вашего ребенка.

Как помочь подростку стать самостоятельным?

Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.
Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих - и подростка, и его мамы.
С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.
Так что главный, наверное, совет родителям подростка - заниматься собой и своей жизнью. Дети больше не требуют постоянной опеки - это же прекрасно! Больше свободного времени, больше возможностей что-то в жизни менять, реализовать отложенные планы, чему-то новому научиться. На пьедестале довольно скучно стоять, да и годы уже не те - спина затекает.
Вместо того, чтобы пытаться контролировать каждый шаг подростка, дайте ему пространство для самостоятельности. Доверьтесь его выбору, поддержите его интересы, научите его справляться с трудностями. Помните, что ваш ребенок - это не ваше продолжение, а отдельная личность, нуждающаяся в любви, уважении и свободе.

Раскрытие интеллектуального потенциала в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ваш мозг продолжает активно развиваться, открывая перед вами новые горизонты интеллектуального потенциала. Теоретическое рефлексивное мышление, зарожденное в младшем школьном возрасте, переходит на качественно новый уровень. Вы учитесь абстрагироваться от конкретных примеров и рассуждать в чисто словесном плане, опираясь на логику и абстрактные понятия.
Теперь вы способны строить гипотезы, проверять их и находить решения, используя логическое мышление. Вы умеете оперировать абстрактными понятиями, решая интеллектуальные задачи, и находить системные подходы к решению проблем.
Вспомните, как вы решали задачу по математике или физике? Вы применяли абстрактные правила, чтобы найти решение для целого класса задач. Это - результат развития вашего мышления, которое происходит в процессе обучения и освоения сложных систем, таких как математика, физика, химия.
Помните, что обучение - это не просто запоминание фактов, а развитие вашего интеллекта и умения мыслить критически. В подростковом возрасте ваша память и восприятие становятся более сложными и эффективными, что помогает вам лучше усваивать новые знания и справляться с более сложными задачами.
Не бойтесь экспериментировать, искать новые знания и развивать свой ум. Помните, что у вас есть все необходимое, чтобы раскрыть свой интеллектуальный потенциал и достичь новых высот!
Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами искусства, конструированием и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.
Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в нее сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса.
Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.
Помните, что воображение - это мощный инструмент, который может помочь вам достичь ваших целей. Используйте его для того, чтобы воплотить свои мечты в реальность, развить свою индивидуальность и стать лучше!

Made on
Tilda