Старшая школа, подростки, 12-17 лет

Юношеский возраст 15-18 лет

Юношеский возраст — это сложный и многогранный период, в котором происходят значительные изменения в психическом развитии. Этот этап охватывает возраст от 15 до 25 лет и делится на раннюю (15-18 лет) и позднюю юность (18-25 лет). Рассмотрим ключевые особенности психического развития юношей.

На пороге взрослости

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями "вырастает". Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Переходный период

15 (или 14-16) лет - переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9 класс, если иметь в виду 11 -летнюю общеобразовательную школу. В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе крайне сложная задача. Еще более она усложняется в наше время - переломном историческом периоде, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.
Перед подростком открывается целый мир возможностей, но и множество вызовов. Это время, когда важна поддержка и понимание со стороны взрослых, помощь в поиске собственного пути и принятии важных решений.
Не забывайте, что каждый человек уникален, и путь взросления у каждого свой. Важно быть терпеливым, помогать подростку ориентироваться в мире и находить свое место в нем.

Самоопределение на пороге взрослой жизни

И.В. Дубровина показала, что далеко не все старшие подростки к концу IX класса (в то время VIII класса) способны самостоятельно выбрать профессию и дальнейший путь обучения. Многие из них испытывают тревогу, эмоциональное напряжение и боятся принимать любые решения. Именно поэтому они склонны продолжать обучение в школе.
В этот период жизни усиливается значимость собственных ценностей, хотя молодые люди все еще подвержены влиянию внешнего мира. Развитие самосознания усложняет отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь их оценки становятся более тонкой и многогранной. Появляются неопределенные, амбивалентные суждения: "Я не хуже, но и не лучше других", "У меня плохой характер, но он меня устраивает".
Психологическая задача юности – самоопределение. Ее главная особенность – осознание себя на пороге самостоятельной жизни и выбор будущей сферы деятельности. Уже в 9-м классе ученик сталкивается с выбором: остаться ли в школе или перейти в лицей, колледж, освоить профессию на курсах. Начинается проектирование будущего, а вместе с ним и вопросы "Кем быть?", "Каким быть?" – социальное и личностное самоопределение.
Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, появляется стремление к самообразованию. Молодые люди записываются на курсы вождения автомобилей, изучения иностранных языков, подготовительные курсы вузов и т.д. Особенно характерно это для предвыпускного класса.
Не сделав еще окончательного выбора, молодой человек как бы примеряет различные роли, занятия, знакомится с реальностью, приобретает знания и навыки "про запас".
Помните:
  • Самоопределение – это не одномоментный акт, а процесс, который длится всю жизнь.
  • Не бойтесь ошибаться, экспериментировать, пробовать новое.
  • Ищите информацию, консультируйтесь со специалистами, не стесняйтесь обращаться за помощью.
  • Верьте в себя и свои силы!

В поисках собственного пути

Отношения с родителями - это вечная тема, которая приобретает новые грани с каждым этапом взросления. В юности, стремление к самостоятельности, желание отделиться от родительской опеки и решать свои проблемы самостоятельно - это естественный процесс. Но одновременно с этим, мы наблюдаем рост интереса к отождествлению со взрослыми. Многие молодые люди идут по стопам родителей, выбирая ту же профессию, что и их близкие, советуясь с ними, используя их опыт и знания.
Перенимаются не только профессиональные навыки, но и бытовые: молодые люди просят научить их готовить любимые блюда, мастерить, стирать и т.д. Взрослые начинают восприниматься обобщенно, в роли Учителя, Мастера, Консультанта, Эксперта, чьи правила, принципы и опыт становятся ценными ориентирами.
От непосредственного подражания, характерного для юности, мы переходим к созидательному построению своей будущей жизни, опираясь на обобщенные эталоны, полученные от родителей и других значимых взрослых.
Главные новообразования юности - это готовность к самоопределению, способность к саморефлексии, появление жизненных планов, активное включение в различные сферы социальной жизни и расширение круга общения.
Это время, когда мы активно ищем свой путь, формируем собственные ценности и идеалы, строим свою жизнь, опираясь на опыт и мудрость старшего поколения, но при этом оставаясь верными себе и своим мечтам.

Условия развития

Как протекает процесс развития в ранней юности? Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда - внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.
Важно помнить:
  • Не существует идеального пути развития. Каждый человек уникален, и его путь может быть совершенно особенным.
  • Юность - это время перемен и открытий. Не бойтесь экспериментировать, искать свой путь и развивать свои таланты.
  • Внутренний конфликт - это не всегда плохо. Он может стать толчком к личностному росту и самопознанию.
  • Не стесняйтесь просить помощи, если вам трудно. Родители, учителя, друзья - все они могут стать вашей опорой в этот период.
Помните, что юность - это время возможностей. Используйте его для саморазвития, расширения кругозора и поиска своего места в мире!

Путь к самостоятельности

Дети, которые не проходят через период юношеских поисков и сомнений, зачастую остаются менее самостоятельными, более пассивными и поверхностными в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что именно этот период, полный противоречий и вопросов, является ключом к полноценному становлению личности. Те, кто преодолевает этот этап, демонстрируют большую независимость, творческий подход к делу и гибкость мышления, что позволяет им принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.
Существуют два основных варианта развития в этот период:
1. Быстрые, скачкообразные изменения: Дети с высоким уровнем саморегуляции легко справляются с изменениями, не испытывая сильных эмоциональных срывов. Они рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако, несмотря на высокую произвольность и самодисциплину, у них может быть слабее развита рефлексия и эмоциональная сфера.
2. Мучительные поиски: Эти дети не уверены в себе и плохо понимают свои желания. Отсутствие глубокого самопознания и слабая рефлексия не компенсируются высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, не всегда ответственны. Они могут отвергать ценности родителей, но не предлагают ничего взамен. Во взрослой жизни они продолжают метаться и остаются неприкаянными.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда факторов, в том числе от общения со значимыми людьми. В переходный период от подросткового к юношескому возрасту у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
Важно помнить: Юношеский период - это время самопознания, поиска своего пути и формирования личности. Не стоит бояться сомнений и противоречий, ведь они являются неотъемлемой частью этого процесса. Именно через преодоление трудностей и поиск ответов на свои вопросы мы формируем свою индивидуальность и обретаем истинную самостоятельность.
После подросткового периода, когда проходит этап эмансипации от взрослых, в благоприятных семейных отношениях обычно восстанавливается эмоциональный контакт с родителями, и на этот раз он становится более глубоким и осознанным. Несмотря на стремление к самостоятельности, дети по-прежнему нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. В это время с родителями обсуждаются жизненные перспективы, в первую очередь, профессиональные.
Старшеклассник рассматривает близких взрослых как идеалы. В разных людях он ценит различные качества, они становятся для него образцами в разных сферах – в области человеческих отношений, моральных норм, в различных видах деятельности. К ним он словно примеривает свое идеальное "Я" – каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников "хотели бы быть такими людьми, как родители", 10% хотели бы походить на родителей "кое в чем".
Помните: семья – это фундамент, на котором строится ваша личность. Не бойтесь обращаться к родителям за советом, делиться своими мечтами и переживаниями. Их опыт и поддержка помогут вам уверенно шагать по пути к взрослой жизни.

В поисках себя в мире взрослых и сверстников

Отношения с взрослыми, хоть и становятся более доверительными, все же сохраняют определенную дистанцию. Общение с ними важно для детей, но оно не предполагает интимного раскрытия. Им не нужно достигать глубокой психологической близости с взрослыми, чтобы получить ценные знания и опыт. Мнения и ценности, полученные от взрослых, проходят своеобразную фильтрацию, проверяются и переосмысливаются в общении со сверстниками - общении "на равных".
Общение со сверстниками - это неотъемлемая часть становления личности в ранней юности, но оно выполняет совершенно другие функции. Если старшеклассник обращается к доверительному общению с взрослым, то, как правило, в проблемных ситуациях, когда ему сложно принять решение, касающееся его будущих планов. В то же время, общение с друзьями остается глубоко личным, исповедальным. Как и в подростковом возрасте, старшеклассник делится своим внутренним миром - чувствами, мыслями, интересами и увлечениями. С лучшим другом или подругой обсуждаются самые глубокие разочарования, переживаемые в данный момент, отношения со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, которые обсуждаются и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; информация, передаваемая другу, чаще всего является секретной.
Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости и откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, именно в нем раскрывается настоящее "Я". Такое общение поддерживает самопринятие и самоуважение.
Важно помнить: и общение с взрослыми, и общение со сверстниками играют важную роль в становлении личности. Умение находить баланс между этими двумя типами общения поможет вам лучше понять себя и найти свое место в мире.

Юношеская дружба и любовь

Юношеская дружба – уникальное явление, занимающее особое место среди других привязанностей. В этот период потребность в интимности практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне сложно. Требования к дружбе возрастают, ее критерии усложняются. Юность считается привилегированным возрастом для дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.
Появление любви снижает эмоциональную напряженность в дружбе. Юношеская любовь предполагает более глубокую интимность, чем дружба, и как бы включает ее в себя. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может появиться первая настоящая влюбленность.
Старшеклассники, представляя себе свою будущую взрослую жизнь, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Как пишет И.С. Кон, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.
Старшеклассники, так же, как и подростки, склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, окажет влияние на будущую взрослую жизнь. Эти глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
Помните: Юношеские отношения – это важный этап в развитии личности. Не бойтесь быть открытыми, честными и искренними в своих чувствах. Ваши отношения с близкими людьми – это фундамент для построения счастливой и полноценной жизни.

Личность старшеклассника

Ранняя юность – это время, когда мы устремлены в будущее. В 15 лет, если жизнь не преподнесла кардинальных перемен, и старший подросток остался в школе, он отсрочил свой выход во взрослую жизнь на два года. И это время – его выбор. В этот короткий промежуток необходимо создать жизненный план, решить, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
Жизненный план – это не просто туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще не жизненная перспектива.
Старшеклассник должен не просто представлять себе будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей. В выпускном классе дети сосредоточены на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, где ребенок мог стать кем угодно. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, а это непросто, ведь в основе отношения к ним лежит чужой опыт: сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт абстрактен, не пережитый, не выстрадан самим ребенком.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Помните: это ваш выбор, ваша жизнь, и вы сами несете ответственность за ее построение. Не бойтесь мечтать, но помните, что мечты должны быть реальными и достижимыми. Изучайте себя, свои интересы и возможности, и вы найдете свой путь.

Самоопределение и время

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится ключевым этапом в ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества и принятие своего места в нем. Самоопределение тесно связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего.
В детстве время не осознавалось и не переживалось, теперь же появляется временная перспектива: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Однако восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между "мной как ребенком" и "тем взрослым, которым я стану", преемственность настоящего и будущего, что является важным фактором для личностного развития.
Устремленность в будущее благотворно влияет на формирование личности только тогда, когда есть удовлетворенность настоящим.
В благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше. Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.
Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна и адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с формированием "Я-концепции" и необходимостью самоопределения.
Помните, что вы находитесь на пороге взрослой жизни, и у вас есть все возможности, чтобы построить свое будущее!

На пороге взрослости

11 класс – это время, когда жизнь становится серьезнее. Выбор, который раньше казался абстрактным, теперь становится реальностью.
В этом году мы видим три основных типа самооценки:
  • Оптимистичная: Самооценка гармонична, желания и возможности уравновешены.
  • Высокая: Самооценка охватывает все сферы жизни, смешивая желаемое с реальным.
  • Низкая: Неуверенность в себе, явное осознание разрыва между желаниями и возможностями. В этой группе преобладают девочки.
Изменения в самооценке 11 класса часто ведут к повышению тревожности.
Важно помнить, что самооценка каждого ученика индивидуальна. Она формируется не только под влиянием общей ситуации, но и под воздействием личных ценностей, которые определяют наше представление о себе.
В этот период важно:
  • Помнить о своих сильных сторонах.
  • Ставить перед собой реальные цели.
  • Не бояться просить помощи.
  • Развивать уверенность в себе.
Помните, что вы не одиноки в своих переживаниях. Каждый проходит через этот этап, и каждый может найти свой путь к успеху.
Несмотря на некоторые естественные колебания в самооценке и тревожности, а также на многообразие вариантов развития личности, в ранней юности наблюдается явная стабилизация "Я". Этот процесс, начавшийся с формирования "Я-концепции" на стыке подросткового и старшего школьного возраста, продолжается и в 16-17 лет.
Старшеклассники, в отличие от подростков, более открыты к себе, их самоуважение значительно выше. Интенсивно развивается саморегуляция, увеличивается контроль над поведением и эмоциями. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети 16-17 лет, независимо от своего темперамента, выглядят более сдержанными и уравновешенными, чем в 11-15.
В этот период начинает формироваться нравственная устойчивость личности. Старшеклассник все больше ориентируется на свои собственные взгляды и убеждения, основанные на приобретенных знаниях и личном опыте. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Самоопределение и стабилизация личности в ранней юности тесно связаны с выработкой мировоззрения. Это захватывающий этап, на котором вы формируете свою уникальную индивидуальность и готовитесь к взрослой жизни. Помните, что вы на правильном пути! Доверьтесь своим силам и продолжайте развиваться!
Старшеклассник, познавая мир, неизбежно возвращается к себе, задаваясь глубокими, мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". В поисках ответов он стремится к четкости, определенности, его взгляды категоричны, гибкость пока не развита. Недаром говорят о юношеском максимализме.
Важно помнить, что вопросы мировоззрения не решаются раз и навсегда. Жизнь полна кризисов, осложнений, поворотов, которые неизбежно приведут к пересмотру юношеских позиций.
Взрослый человек будет возвращаться к этим "вечным" вопросам, отказываясь от прежних решений или укрепляясь в своем мнении, но уже на другом, более зрелом уровне.
Конечно, не у всех старшеклассников формируется четкое мировоззрение – система ясных, устойчивых убеждений. Но этот процесс – неотъемлемая часть взросления.
Еще один важный момент, связанный с самоопределением, – изменение учебной мотивации. Старшеклассники, чья деятельность все чаще носит учебно-профессиональный характер, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессии. Их интересуют, прежде всего, те предметы, которые будут полезны в дальнейшем, и снова появляется интерес к успеваемости, особенно если они планируют продолжить образование.
Отсюда – недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от пренебрежительного отношения к отметкам, которое было характерно для подросткового периода.
Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Помните, что каждый этап жизни – это возможность познать себя, свои ценности и цели. Не бойтесь задавать вопросы, сомневаться, искать ответы. Важно быть открытым к переменам, гибким и готовым к новым вызовам.
Старшеклассник стоит на пороге новой жизни. Прощаясь с детством, он оставляет позади привычную, безопасную реальность и делает шаг навстречу взрослости. Будущее манит его, но одновременно и пугает. Без твердой уверенности в себе, без принятия себя, он не сможет сделать правильный выбор, определить свой путь. Именно поэтому самооценка в ранней юности, как правило, выше, чем в подростковом возрасте.
Юность - это период становления личности, формирования устойчивых взглядов на мир, определения своего места в нем. В этот период ярко проявляются юношеский максимализм, страстность в отстаивании собственной точки зрения. Но центральным новообразованием этого времени становится самоопределение - как профессиональное, так и личностное. Старшеклассник решает, кем он хочет быть и каким он хочет стать в своей будущей жизни.
Важно отметить, что на этом этапе, когда человек выходит из детства, огромную роль играют те внутренние ресурсы, которые были заложены родителями в раннем возрасте.
Опираясь на эти ресурсы и усвоенные в детстве установки, одни люди, входя во взрослость и сталкиваясь с трудностями, слышат изнутри: "Береги себя, будь осторожен, ты важен, ты дорог". Другие же слышат: "Да подумаешь, кому ты нужен?!". Кто-то слышит: "С тобой все будет хорошо", а кто-то: "Вечно с тобой все не слава богу, недоразумение ходячее". Или "Ничего страшного, ты у меня умница, все получится, все наладится, постараешься и сможешь", а другим внутренний голос скажет: "Да конечно, ты ни на что не способный!".
Этот внутренний голос, эти установки, сформированные в раннем детстве, играют решающую роль в том, как человек воспринимает себя и мир вокруг, как он справляется с трудностями и строит свою жизнь.

Made on
Tilda