Для родителей

Условия и факторы воспитания


Труднее назвать то, что не влияет на воспитание, чем выделить условия и факторы, от которых оно зависит. Вспомним, что фактор — это причина, а условие — обстоятельство, от которого зависит воспитание, обстановка, в которой оно происходит. К общим условиям, определяющим развитие воспитательного процесса и его результаты, относятся потребности и возможности:
  • Потребности общества, государства: Какое общество мы хотим построить? Какие ценности и навыки нужны для его процветания?
  • Потребности группы, к которой принадлежит человек: Как семья, друзья, школа, работа влияют на формирование личности?
  • Потребности самого человека: Чего хочет сам человек? Какие у него мечты, цели и стремления?
  • Возможности общества, государства: Какие ресурсы доступны для развития человека?
  • Возможности общества (школы, семьи): Какие образовательные и воспитательные программы предлагаются? Какая атмосфера царит в семье?
  • Возможности человека: Какими талантами, способностями и ресурсами обладает сам человек?
Важно помнить, что каждый человек на Земле тысячами невидимых нитей связан с другими людьми. Смысл воспитания состоит в том, чтобы с его помощью сделать человека, его поведение и жизнь похожими на других. В этом заключается великая сила и суровое ограничение воспитания: яркому, самобытному, необузданному и неукротимому человеку может быть трудно выжить в обществе, тяготеющем к спокойствию и предсказуемости.
Но не стоит отчаиваться! Воспитание - это не только о том, чтобы стать как все. Это еще и о том, чтобы найти свой собственный путь, развить свои таланты, укрепить свою индивидуальность. Именно благодаря этому мир становится богаче и интереснее.
В центре мира находится человек. Отсюда дилемма — принимать навязываемое воспитание в полном объеме или спасаться от него на всех парусах. Мы, воспитатели, должны это понимать, уважать право каждого человека оставаться самим собой, но в то же время, для его же блага, — ввести его в общество, в котором ему предстоит жить, достаточно подготовленным.
Возможности (общества, семьи, группы, самого человека) определяют то, как близко или далеко мы окажемся от принятого идеала, требований, целей и задач воспитания. Человек в воспитании представляется в центре ряда окружностей, каждая из которых характеризует влияние на него отдельных природных и социальных сил. Наибольшее влияние оказывают люди и вещи, расположенные ближе всего. Еще не так давно по значимости влияния воспитательные силы располагались так: семья, школа, друзья, средства массовой информации, микрорайон. Сегодня однозначности уже нет: многие дети воспитываются вне семьи, для некоторых учителем стало телевидение, улица отодвинула школу в дальний угол. На педагогику, которая не видит их и по-прежнему ранжирует силы «от семьи», следует смотреть как на нежизнеспособную.
Вывод сделаем такой: в воспитании действуют многие силы, но наибольшее влияние оказывает та сила, действие которой превышает другие. Поэтому и результат воспитания будет определяться ею.
Взяв за основу близость, силу действия и направленность главной воспитательной силы, получим продукты:
  • Домашнего воспитания (в благополучной семье)
  • Домашнего воспитания (в неблагополучной семье)
  • Телевизионного воспитания (со всем положительным и отрицательным)
  • Воспитания в казенных воспитательных учреждениях (приютах, домах ребенка, больницах, интернатах)
  • Уличного (дворового) воспитания
  • Школьного воспитания
  • Воспитания под влиянием всех сил
К числу главных факторов воспитания относятся:
  • Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему.
  • Условия жизни, содействующие становлению личности.
В воспитании нет единого рецепта, нет универсального ответа. Каждое поколение, каждый ребенок уникален, и только понимание этой уникальности, уважение к индивидуальности, поиск оптимального баланса между внешним воздействием и внутренним развитием — вот путь к успешному воспитанию. .
Made on
Tilda