21-дневный курс проработки пищевого поведения

Этот курс разработан на основе принципов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психосоматических подходов, телесной терапии, позитивной психотерапии, гештальт-терапии, НЛП и транзактного анализа. Цель курса — помочь вам осознать свои пищевые привычки, выявить причины переедания и выработать новые, здоровые паттерны поведения.
Важно: Этот курс предназначен для самостоятельной работы и не заменяет консультацию с профессиональным психологом или психотерапевтом. Если у вас есть серьезные нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное переедание), обратитесь за квалифицированной помощью.
Перед началом курса
  1. Заведите дневник питания. Он будет вашим основным инструментом на протяжении всего курса. Записывайте в него:
  • Всё, что вы едите и пьете.
  • Время приема пищи.
  • Место, где вы едите.
  • Свои эмоции и мысли перед, во время и после еды.
  • Уровень голода по шкале от 1 до 10 (1 — совсем не голоден, 10 — очень голоден).
  1. Пройдите тесты. Выполните тесты, чтобы определить ваш тип пищевого поведения, свойства личности и отношение к своему телу.
Структура курса
Курс разбит на 3 недели. Каждая неделя посвящена определенной теме и включает в себя ежедневные упражнения и задания.
Неделя 1: Осознание и анализ
Цель: Осознать свои пищевые привычки, выявить причины переедания и триггеры.
День 1: Знакомство с дневником питания и теорией пищевого поведения
  • Задание: Проведите день, тщательно записывая всё, что вы едите и пьете, а также свои эмоции и мысли.
  • Разъяснение: Записывайте даже самые незначительные перекусы. Не оценивайте себя, просто наблюдайте.
  • Теория: Изучите основные понятия о пищевом поведении: что это такое, как формируется и какие факторы на него влияют (наследственность, семья, культура, личный опыт). Пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека.
  • Практика: Проанализируйте свои записи. Что вы заметили? Какие эмоции чаще всего связаны с едой?
День 2: Выявление триггеров и психосоматические теории
  • Задание: Продолжайте вести дневник питания.
  • Разъяснение: Обратите внимание на ситуации, которые провоцируют вас на переедание. Это могут быть стресс, скука, просмотр телевизора и т.д. Запишите их в дневник.
  • Теория: Рассмотрите психосоматические теории и модели, которые объясняют связь между эмоциями, мыслями и пищевым поведением. Изучите концепции, такие как "оральная фиксация", "эмоциональный голод" и влияние детских травм на формирование пищевых привычек.
  • Практика: Вспомните ситуации из своего детства, связанные с едой. Какие эмоции они у вас вызывают? Как эти воспоминания могут влиять на ваше текущее пищевое поведение?
День 3: Анализ голода и модель пищевой аддикции
  • Задание: Перед каждым приемом пищи оценивайте свой уровень голода по шкале от 1 до 10 (1 — совсем не голоден, 10 — очень голоден).
  • Разъяснение: Старайтесь есть только тогда, когда вы действительно голодны (уровень 6 и выше).
  • Теория: Изучите модель пищевой аддикции, которая рассматривает переедание как форму зависимости, схожую с алкогольной или наркотической. Определите, есть ли у вас признаки пищевой аддикции (потеря контроля, толерантность, синдром отмены).
  • Практика: Если вы испытываете тягу к определенным продуктам, попробуйте отложить их употребление на 15 минут. Что вы чувствуете? Удалось ли вам справиться с желанием?
День 4: Эмоциональная еда и совладающее поведение
  • Задание: Если вы заметили, что едите, когда испытываете негативные эмоции, остановитесь и спросите себя: "Что я сейчас чувствую? Что мне действительно нужно?"
  • Разъяснение: Попробуйте заменить еду другим способом справиться с эмоциями: прогулка, разговор с другом, дыхательные упражнения.
  • Теория: Рассмотрите различные стратегии совладающего поведения, которые вы используете в стрессовых ситуациях. Определите, какие из них являются адаптивными (помогающими справиться со стрессом), а какие — дезадаптивными (усиливающими стресс и приводящими к перееданию).
  • Практика: Составьте список альтернативных способов справиться со стрессом, которые не связаны с едой.
День 5: Ограничивающие убеждения и защитные механизмы
  • Задание: Запишите свои ограничивающие убеждения о еде и своем теле ("Я никогда не смогу похудеть", "Я толстая и некрасивая").
  • Разъяснение: Попробуйте заменить их позитивными утверждениями ("Я могу изменить свои привычки", "Я люблю свое тело и забочусь о нем").
  • Теория: Изучите, какие защитные механизмы личности вы используете в отношении еды (отрицание, рационализация, проекция, замещение).
  • Практика: Попробуйте распознать защитные механизмы в своем поведении. Например, если вы говорите: "Я сегодня немного переел, ничего страшного, завтра посижу на диете", — это может быть рационализация.
День 6: Практика осознанности и виды нарушений пищевого поведения
  • Задание: Во время еды сосредоточьтесь на вкусе, запахе и текстуре пищи. Ешьте медленно и осознанно, наслаждаясь каждым кусочком.
  • Разъяснение: Выключите телевизор и уберите телефон.
  • Теория: Изучите различные виды нарушений пищевого поведения: нервная анорексия, нервная булимия, компульсивное переедание, другие расстройства. Определите, есть ли у вас признаки какого-либо из этих расстройств.
  • Важно: Если вы подозреваете у себя расстройство пищевого поведения, обратитесь к специалисту.
  • Практика: Выполняйте упражнения на осознанность во время еды.
День 7: Анализ недели и диагностическая беседа
  • Задание: Просмотрите свой дневник питания за неделю. Какие закономерности вы заметили? Какие триггеры оказались самыми сильными? Какие стратегии помогли вам справиться с эмоциональным перееданием?
  • Практика: Проанализируйте собранную информацию. Сделайте выводы о своем пищевом поведении, триггерах и эмоциональных связях с едой.
Неделя 2: Изменение пищевых привычек
Цель: Выработать новые, здоровые паттерны питания и поведения.
День 8: Планирование питания и психотелесное соответствие
  • Задание: Составьте план питания на неделю, включающий здоровые и сбалансированные блюда.
  • Разъяснение: Учитывайте свои потребности и предпочтения, но старайтесь избегать продуктов, которые вызывают у вас зависимость.
  • Теория: Изучите концепции психотелесного соответствия, включая темперамент, анатомическую конституцию и характер. Как это влияет на пищевое поведение?
День 9: Постепенные изменения и основные теории темперамента
  • Задание: Не пытайтесь изменить всё сразу. Начните с небольших шагов: замените сладкие напитки водой, добавьте больше овощей в свой рацион, уменьшите размер порций.
  • Разъяснение: Не ругайте себя за ошибки. Важно двигаться вперед, пусть даже небольшими шагами.
  • Теория: Изучите основные теории темперамента (Гиппократ, Павлов, Стреляу). Определите свой тип темперамента и его влияние на ваши пищевые привычки.
День 10: Физическая активность и типологическая модель Э. Кречмера
  • Задание: Найдите вид физической активности, который вам нравится, и занимайтесь им регулярно.
  • Разъяснение: Это может быть ходьба, бег, плавание, танцы или что-то другое. Физическая активность помогает справиться со стрессом и улучшает настроение.
  • Теория: Изучите типологическую модель Э. Кречмера и ее связь с пищевым поведением. Есть ли связь с вашим типом?
День 11: Замена привычек и типологическая модель У. Шелдона
  • Задание: Если вы привыкли есть перед телевизором, замените эту привычку чтением книги или другим занятием. Если вы привыкли заедать стресс, попробуйте медитацию или дыхательные упражнения.
  • Теория: Изучите типологическую модель У. Шелдона, связывающую телосложение и черты характера.
День 12: Работа с негативными мыслями и типология индивидуально-личностных свойств
  • Задание: Если у вас возникают негативные мысли о еде или своем теле, остановитесь и спросите себя: "Это правда? Есть ли другие способы посмотреть на ситуацию?"
  • Разъяснение: Попробуйте заменить негативные мысли позитивными утверждениями.
  • Теория: Изучите типологию индивидуально-личностных свойств.
День 13: Поддержка и типология стилей жизни
  • Задание: Расскажите о своих целях близким людям и попросите их о поддержке. Найдите группу поддержки для людей с пищевыми расстройствами.
  • Теория: Изучите типологию стилей жизни.
День 14: Анализ недели и психологические тесты
  • Задание: Просмотрите свой дневник питания за неделю. Какие изменения вы заметили? Какие стратегии оказались наиболее эффективными? Что было самым сложным?
  • Тесты:
  • Исследование пищевого поведения: определите свой тип пищевого поведения (ограничительный, экстернальный, эмоциогенный).
  • Исследование свойств личности: выявите личностные особенности, которые могут влиять на ваше пищевое поведение (тревожность, депрессия, низкая самооценка).
  • Исследование отношения к своему телу: оцените свое восприятие своего тела и выявите негативные установки.
  • Неделя 3: Закрепление результатов
Цель: Закрепить новые привычки и предотвратить срывы.
День 15: Самоподдержка и общие вопросы психотерапии нарушений пищевого поведения
  • Задание: Похвалите себя за все достижения и усилия. Напомните себе о том, почему вы решили изменить свои пищевые привычки.
  • Разъяснение: Помните о своих целях и о том, как далеко вы продвинулись.
  • Теория: Изучите общие вопросы психотерапии нарушений пищевого поведения и алиментарного ожирения.
День 16: Планирование на будущее и психотерапия нервной анорексии
  • Задание: Составьте план на будущее, включающий стратегии для поддержания здорового пищевого поведения. Учитывайте возможные трудности и разрабатывайте способы их преодоления.
  • Теория: Изучите особенности психотерапии нервной анорексии, нервной булимии, компульсивного переедания и избыточного веса.
День 17: Управление стрессом и психотерапия нервной булимии
  • Задание: Продолжайте практиковать навыки управления стрессом: медитация, дыхательные упражнения, физическая активность. Найдите новые способы расслабления и снятия напряжения.
  • Теория: Узнайте больше о психотерапии при нервной булимии.
День 18: Осознанное питание и психотерапия компульсивного переедания и избыточного веса
  • Задание: Продолжайте есть медленно и осознанно, наслаждаясь каждым кусочком пищи. Обращайте внимание на свои чувства и ощущения во время еды.
  • Теория: Изучите особенности психотерапии компульсивного переедания и избыточного веса.
День 19: Профилактика срывов и консультирование и психотерапия различных типов клиентов с нарушениями пищевого поведения и алиментарным ожирением
  • Задание: Если вы чувствуете, что приближается срыв, обратитесь за помощью к близким людям или специалистам. Напомните себе о последствиях возвращения к старым привычкам.
  • Теория: Изучите особенности консультирования и психотерапии различных типов клиентов с нарушениями пищевого поведения и алиментарным ожирением.
День 20: Самоанализ и когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Задание: Проанализируйте свой прогресс за последние 3 недели. Что вы узнали о себе и своих пищевых привычках? Какие изменения вы хотели бы продолжить?
  • Теория: Изучите когнитивно-поведенческую психотерапию как метод работы с нарушениями пищевого поведения.
День 21: Празднование успеха и позитивная психотерапия
  • Задание: Поздравьте себя с завершением курса и отпразднуйте свой успех. Подумайте о том, как вы можете поддерживать свои новые привычки в долгосрочной перспективе.
  • Теория: Изучите возможности позитивной психотерапии.
Этот расширенный курс, поможет вам более глубоко проработать свои пищевые привычки и улучшить отношение к себе и своему телу.
Made on
Tilda