День 19: Осознание потребностей и понимание своего психологического типа
Практика: Определение потребностей, стоящих за пищевым поведением
Многие эпизоды переедания связаны с неудовлетворёнными эмоциональными потребностями. Осознанное распознавание этих потребностей — важный шаг на пути к изменению пищевых привычек и формированию более здоровых способов самоподдержки.
Шаги для самопознания:- Задать себе вопрос: «Что я чувствую прямо сейчас?»
- Попробовать определить, какая потребность стоит за этим чувством.
- Зафиксировать мысли и чувства в дневнике или блокноте.
- Вернуться к записям позже и проанализировать, какие потребности повторяются чаще всего.
Примеры потребностей, которые могут проявляться через пищевое поведение:- Потребность в безопасности — может выражаться в стремлении "заесть" тревогу или страх.
- Потребность в любви и принятии — может проявляться в стремлении "заесть" одиночество или ощущение отверженности.
- Потребность в признании — может быть связана с ощущением неуверенности и стремлением компенсировать его через еду.
- Потребность в утешении — может проявляться в стремлении справиться с грустью, злостью, разочарованием.
Теория: Индивидуальные особенности восприятия и стратегии самопомощиПонимание личностных особенностей помогает подобрать наиболее эффективные способы самоподдержки и изменения поведения.
На что обратить внимание:- Уровень осознанности — насколько легко удаётся замечать свои мысли и чувства.
- Способность к эмоциональной регуляции — как быстро и каким образом удаётся справляться с сильными эмоциями.
- Тип характера — есть ли склонность к тревожности, импульсивности, избеганию, стремлению к контролю и т. д.
Разным людям могут подходить разные подходы: кому-то будет ближе структурированный анализ (когнитивный подход), а кому-то — глубокая эмоциональная проработка (психодинамический подход).
Практическое упражнение: Сильные и слабые стороны как ресурс и точки роста
- Разделите лист бумаги на две колонки: «Сильные стороны» и «Слабые стороны».
- В первую колонку запишите свои качества, умения, достижения — всё, что помогает вам справляться и двигаться вперёд.
- Во вторую колонку — то, что, по вашему мнению, мешает вам, требует внимания и проработки.
- Подумайте:
- Как сильные стороны могут поддержать вас в изменении пищевых привычек?
- Что из слабых сторон может стать препятствием, и какие шаги можно предпринять, чтобы их смягчить?