Младший школьный возраст, 2 класс

Когнитивные процессы. Память

Сказка: Как ёжик Филя стал чемпионом по запоминанию
В лесной школе после конкурса на внимательность учительница-сова решила провести новое задание — на память. Она рассказала зверятам десять разных слов: «Яблоко, гриб, ручей, солнце, лист, шишка, цветок, облако, мёд, орех».
— Через пять минут я спрошу, кто сможет назвать все слова по памяти, — сказала сова.
Ёжик Филя очень хотел победить, но сначала запомнил только три слова. Он расстроился, но белочка Соня ему помогла:
— Давай попробуем придумать историю из этих слов! Так будет легче запомнить.
Филя и Соня вместе придумали:
«Яблоко и гриб лежали у ручья. Над ними светило солнце, а рядом рос лист и шишка. На цветок село облако, а мёд и орех спрятались под кустом».
Когда прошло пять минут, сова спросила:
— Кто помнит все слова?
Филя поднял лапку и легко рассказал всю историю, не забыв ни одного слова! Сова похвалила его:
— Вот что значит хорошая память и умение использовать помощь!
С тех пор Филя всегда придумывал истории, чтобы запоминать новые слова, стихи и даже правила. Его память становилась всё лучше и лучше, и вскоре он стал чемпионом по запоминанию в лесной школе.

Мораль сказки:
Если хочешь хорошо запомнить что-то важное, попробуй придумать с этим интересную историю или связать слова между собой. Так память становится сильнее!

Упражнения для тренировки памяти

1. «Цепочка слов»
Как играть:
Ведущий (учитель или взрослый) называет первое слово, например: «Яблоко».
Следующий ребёнок повторяет это слово и добавляет своё: «Яблоко, гриб».
Третий повторяет оба слова и добавляет третье: «Яблоко, гриб, ручей» — и так далее, пока кто-то не ошибётся.
Польза: развивает слуховую и последовательную память.

2. «Что изменилось?»
Как играть:
На стол выкладывают 5–7 предметов (например, карандаш, ластик, ручка, кубик, мячик).
Дети внимательно смотрят на них 30 секунд, затем отворачиваются.
Ведущий убирает или меняет местами один предмет.
Дети должны угадать, что изменилось.
Польза: тренирует зрительную память и внимание к деталям.

3. «Рисуем по памяти»
Как играть:
Показать детям простую картинку (например, домик, дерево, цветок) на 30 секунд.
Убрать картинку и попросить нарисовать её по памяти.
Потом сравнить с оригиналом.
Польза: развивает зрительно-образную память.

4. «Повтори ритм»
Как играть:
Ведущий хлопает в ладоши определённый ритм (например: хлопок-хлопок-пауза-хлопок).
Дети должны повторить ритм.
Можно усложнять задание, добавляя новые элементы (щёлкнуть пальцами, топнуть ногой).
Польза: тренирует слуховую и моторную память.

5. «Запомни и нарисуй»
Как играть:
Учитель зачитывает короткое описание (например: «На лугу стоит три красных цветка, рядом с ними жёлтая бабочка, а в небе летит синий воздушный шар»).
Дети должны нарисовать услышанное по памяти.
Польза: развивает слуховую память и воображение.

6. «Ассоциации»
Как играть:
Ведущий называет слово, а дети должны быстро придумать к нему ассоциацию (например, «молоко» — «корова», «лес» — «дерево»).
Затем попробовать вспомнить все слова-ассоциации в правильном порядке.
Польза: помогает связывать новую информацию с уже известной, развивает долговременную память.
Made on
Tilda