Учителя
Программа самостоятельного применения для классного руководителя 5 класса
Цели:
- Снизить тревожность и напряжение у детей.
- Помочь детям осознать свои чувства и настроения.
- Способствовать формированию дружного и поддерживающего коллектива.
- Развивать навыки общения и саморегуляции.
1. Знакомство и настройка на работу
Упражнение «Похлопаем в ладоши»Попросите детей похлопать в ладоши, если у них хорошее настроение. Затем предложите поменяться местами тем, у кого есть друзья в классе, кто уверен в себе и т.д. Это помогает включиться в работу и почувствовать себя частью группы.
2. Рефлексия и выражение настроения
Упражнение «Нарисуй своё настроение»Дайте детям листы бумаги и предложите нарисовать, какое у них сейчас настроение. После рисунков можно обсудить, какие чувства у них возникают, что помогает чувствовать себя лучше.
3. Работа с ожиданиями и переживаниями
Упражнение «Продолжи фразу»На доске или ватмане нарисуйте «Школьный путь» — гору с 1 по 10 класс. Попросите детей по очереди закончить фразы:
- «В начальной школе мне больше всего запомнилось…»
- «В пятом классе мне хотелось бы…»
Обсудите, что нового появилось в школьной жизни и как можно справляться с трудностями.
4. Снятие напряжения и релаксация
Упражнение «Лимон в руке»Попросите детей представить, что в левой руке у них лимон. Сожмите его как можно сильнее, почувствуйте напряжение в руке, затем резко расслабьте руку, «выронив лимон». Повторите с другой рукой. Это помогает снять мышечное напряжение и расслабиться.
5. Развитие навыков общения
Игра «Передай мяч»Дети сидят в кругу и передают мяч, называя своё имя и рассказывая что-то интересное о себе. Это упражнение помогает наладить контакт и улучшить взаимопонимание.
6. Управление эмоциями
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»Попросите детей сделать глубокий вдох через нос, а затем медленно выдохнуть через рот, представляя, что они надувают воздушный шарик. Повторите 3-4 раза для успокоения.
7. Формирование позитивного мышления
Упражнение «Что поможет мне учиться»Предложите детям проголосовать (поднятием большого пальца вверх или вниз) по утверждениям:
- «Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации»
- «Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга»
- «Я умею планировать своё время»
- Обсудите, что из этого для них важно и почему.
8. Итоговое упражнение и рефлексия
Упражнение «Яркие моменты»Попросите детей поделиться, что им понравилось на занятии, что нового они узнали и чему научились. Это помогает закрепить позитивный опыт и повысить мотивацию.
Рекомендации по проведению
- Проводите занятия 1 раз в неделю или чаще, по 20-30 минут.
- Создавайте доброжелательную и безопасную атмосферу, поощряйте искренность и уважение.
- Используйте игровые и творческие методы, чтобы удержать внимание детей.
- При необходимости привлекайте школьного психолога для дополнительной поддержки.
Эта программа поможет классному руководителю самостоятельно организовать работу с пятиклассниками, сделать адаптацию более комфортной и развить у детей важные личностные и социальные навыки.