Учителя
Программа психологической поддержки и адаптации для классного руководителя 7 классаЦели программы
- Развитие эмоциональной устойчивости учащихся к коммуникативному стрессу и конфликтным ситуациям.
- Формирование положительной «Я-концепции» и уверенности в себе.
- Развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов.
- Поддержка формирования жизнеспособной личности, способной успешно взаимодействовать в социуме.
- Содействие развитию социальной рефлексии, самодиагностики и саморегуляции.
Задачи программы
- Помочь подросткам осознать свои индивидуальные особенности и уникальность.
- Содействовать формированию ответственности за собственную жизнь и выбор.
- Развивать умение выражать свои мысли и чувства, понимать эмоции других.
- Обучать контролю агрессивного поведения и конструктивному разрешению конфликтов.
- Способствовать развитию навыков саморефлексии и критического мышления.
- Создавать атмосферу доверия и психологической безопасности в классе.
Структура программы
Программа рассчитана на 34 занятия по 40 минут, проводимых 1 раз в неделю. Занятия организованы в четыре тематических блока:
- «Я. Самопознание» (7 часов)
- Изучение своих сильных и слабых сторон, формирование позитивной самооценки.
- «Я и другие» (14 часов)
- Развитие навыков общения, эмпатии, понимания и принятия других людей.
- «Мысли и чувства» (5 часов)
- Осознание и управление своими эмоциями, развитие эмоциональной грамотности.
- «Преодоление трудных ситуаций» (8 часов)
- Обучение стратегиям конструктивного поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.
Примерный план занятий
- Введение в программу, знакомство, диагностика уровня тревожности.
- Упражнения на самопознание: «Каким я хочу быть», «Мои сильные стороны».
- Игры и тренинги на развитие эмпатии и навыков активного слушания.
- Обсуждение и моделирование конфликтных ситуаций, поиск способов их разрешения.
- Техники релаксации и снятия напряжения (дыхательные упражнения, визуализация).
- Работа с негативными мыслями и формирование позитивного внутреннего диалога.
- Рефлексия и подведение итогов, оценка изменений и достижений.
Методы и формы работы
- Групповые тренинги и дискуссии.
- Ролевые игры и моделирование ситуаций.
- Арт-терапевтические упражнения (рисование, коллажи).
- Дыхательные и релаксационные техники.
- Самодиагностика и ведение дневников эмоций.
- Положительная обратная связь и поддержка.
Взаимодействие с родителями и педагогами
- Информирование родителей о целях и ходе программы.
- Проведение консультаций и родительских собраний.
- Сотрудничество с педагогами для комплексной поддержки подростков.
Ожидаемые результаты
- Повышение эмоциональной устойчивости и снижение уровня тревожности.
- Формирование уверенности в себе и позитивной самооценки.
- Развитие навыков конструктивного общения и умения разрешать конфликты.
- Укрепление мотивации к учебе и личностному развитию.
- Создание дружелюбной и поддерживающей атмосферы в классе.
Эта программа основана на современных психологических подходах и адаптирована под особенности подростков 7 класса.