Старшая школа, подростки, 12-17 лет
5 класс
Упражнения и практики для развития общения с ровесниками1. «Комплимент другу»
- Каждый день выбери одного одноклассника и скажи ему что-то приятное (искренний комплимент или похвала за поступок).
- После уроков или в дневнике запиши, как отреагировал человек и что почувствовал ты сам.
- Обрати внимание, меняется ли ваше общение после таких слов.
2. «Ролевые ситуации: учимся договариваться»
- Представь, что ты с другом не можете договориться (например, о том, в какую игру играть или как делать общий проект).
- Нарисуй или кратко опиши три способа разрешить такой спор, не ссорясь.
- Обсуди с родителями или старшим, какие способы самые взрослые или справедливые.
3. «Кто мой авторитет?»
- Подумай, кто из сверстников вызывает у тебя уважение и почему. Запиши его качества.
- Спроси себя: чем ты похож на этого человека? Какие черты хотел бы развить в себе?
- Подумай, важно ли всегда соглашаться с авторитетом — и почему у каждого могут быть свои взгляды.
4. «Групповой проект»
- Сам или с одноклассниками придумайте и организуйте небольшое общее дело (настольная игра, рассказ, мини-спектакль).
- Заметь, кто берет на себя какую роль, кто помогает другим, а кто спорит.
- После завершения обсудите: что получилось, как работали вместе, что можно улучшить в команде.
5. «А если бы на моём месте был друг…»
- Представь, что твоя ситуация (обида, спор, радость) случилась с другом.
- Запиши, что бы ты ему посоветовал, как быть, чтобы все закончилось хорошо для обеих сторон.
- Спроси у самого себя: смог бы ты последовать этому совету? Почему?
6. «Неделя без критики»
- Договорись сам с собой одну неделю не критиковать одноклассников ни в лицо, ни за спиной.
- Если хочется покритиковать — попробуй сначала понять поступок другого.
- В конце недели оцени свои ощущение и перемены в общении.
Эти упражнения научат тебя искреннему уважению, анализу собственных и чужих поступков, способствуют развитию эмпатии и навыков разрешения споров. Выполнять их можно самостоятельно или обсуждать с родителями, взрослыми или педагогом. Такой подход помогает наладить крепкие и искренние отношения с ровесниками, научит выбирать позитивный авторитет, а свои взгляды и убеждения формировать осознанно, не только ради одобрения группы.