Старшая школа, подростки, 12-17 лет
5 класс
Упражнения для освоения новых социальных ролей и развития общения1. Упражнение «Моя новая роль»
- Выбери одну из ролей, которую хочешь попробовать: лидер, помощник, организатор, миротворец, «душа компании» и т.п.
- Запиши, что для этой роли важно: какие качества и поступки поможет проявить.
- В течение недели старайся вести себя согласно выбранной роли в общении с друзьями или в классе.
- Записывай свои ощущения и наблюдения: что получается легко, что сложно, как реагируют другие.
2. Практика «Доверительные разговоры»
- Найди друга или члена семьи, с которым можно поговорить искренне и без спешки.
- Расскажи о хорошем и плохом, что случилось за день, и выслушай другого.
- Обсудите, что помогает поддерживать доверие друг к другу.
3. Упражнение «Разрешаем конфликты»
- Представь, что возник спор с другом или одноклассником.
- Запиши себе три способа решить конфликт мирно (например, слушать другого, искать компромисс, объяснять свои чувства).
- Попробуй применить один из способов, если случится похожая ситуация.
- Подумай, что помогло лучше понять друга и сохранить дружбу.
4. Игра «Командная задача»
- Собираться с друзьями или членами семьи для выполнения совместного дела (например, подготовить выступление, игру, уборку).
- Обсуждайте роли в команде, помогайте друг другу и договаривайтесь.
- После завершения обсудите, что получилось хорошо и чему научились работать вместе.
5. Упражнение «Поддержка друга»
- Обрати внимание, если кто-то из твоих знакомых грустит или испытывает трудности.
- Спроси, как ты можешь помочь.
- Запиши три способа оказать поддержку (выслушать, помочь делом, просто побыть рядом).
- Пробуй применять эти способы и отмечай, как они влияют на отношения.
6. Рефлексия «Мои социальные роли»
- В конце недели запиши, в каких ролях ты был и как это повлияло на отношения с окружающими.
- Подумай, какие качества хочешь развивать дальше, чтобы стать лучшим другом и товарищем.
Эти упражнения и практики помогают пятикласснику осознанно экспериментировать с разными социальными ролями, учиться строить доверительные отношения и развивать умение мирно разрешать конфликты. Такая самостоятельная работа способствует формированию социальной зрелости и поддерживает комфортную атмосферу в коллективе.