Детство, дошкольный возраст, 0-6 лет
подборка игр и занятий по возрастам и конкретным навыкам, чтобы вы могли эффективно поддерживать развитие малыша в каждом периоде:
От рождения до 1 года
Навыки: сенсорное развитие, зрительно-слуховая координация, первые движения
- Игра «Мамино лицо»
- Лежа рядом, медленно показывайте разные эмоции на лице и наблюдайте за реакцией малыша.
- Шуршалки и погремушки
- Дайте малышу разные по фактуре и звуку игрушки, чтобы он трогал, слушал, смотрел.
- Гимнастика для ручек и ножек
- Мягко сгибайте и разгибайте конечности, сопровождая это песенками.
1–2 года
Навыки: крупная и мелкая моторика, первые слова, подражание
- Сортировка предметов
- Вместе сортируйте крупные детали по цвету или форме (большие бусины, кольца).
- Пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока-ворона»)
- Развивают речь, память, чувствительность ладоней и совместное взаимодействие.
- Прятки игрушек
- Спрячьте предмет и ищите вместе, проговаривая «Где? Вот!».
2–3 года
Навыки: речь, самостоятельность, социальные навыки
- «Кто как говорит?»
- Показывайте изображения животных и спрашивайте, кто как кричит.
- Пуговичный поезд
- Продевайте шнурочек через большие пуговицы — тренирует мелкую моторику.
- Творим из пластилина
- Моделируйте вместе простые фигурки, обсуждайте цвета, формы.
3–4 года
Навыки: воображение, групповое взаимодействие, речь
- Ролевые игры с игрушками («Дочки-матери», «Врач», «Магазин»)
- Придумывайте ситуации, обсуждайте эмоции персонажей.
- Рисование на большом листе
- Давайте краски и кисти, рисуйте вместе сюжеты, обсуждайте, что получилось.
- Пазлы на 8–16 деталей
- Собирайте вместе, озвучивая что изображено.
4–5 лет
Навыки: пространственное мышление, логика, правила в игре
- Настольные игры с простыми правилами («Лото», «Мемори»)
- Постройка башни из кубиков
- Кто выше построит, обсуждайте устойчивость конструкции.
- «Что изменилось?»
- Положите рядом 4–5 предметов, попросите малыша запомнить их, уберите один и угадайте, чего не хватает.
5–6 лет
Навыки: самостоятельность, внимание, подготовка к школе
- Учимся завязывать шнурки или пуговицы
- Показывайте, тренировочные доски или настоящая обувь.
- Графические диктанты на клетчатой бумаге
- Рисуйте вместе по инструкции (линия вверх, вправо), это тренирует внимание и мелкую моторику.
- Инсценировка любимой сказки
- Готовьте костюмы, распределяйте роли: развивает память, творчество, командную работу.
Игры для определённых навыков
Навык | Пример игры/занятия |
Речь | Совместное чтение, рассказывание историй «по картинкам», рифмовки, игры «Что это?», «Назови наоборот» |
Эмоциональный интеллект | Карточки эмоций, обсуждение чувств героев сказок, ролевые игры «Послушай и пойми» |
Социализация | Коллективные подвижные игры на улице, «Каравай», командные задания |
Мелкая моторика | Мозаика, нанизывание бусин, лепка из теста, вырезание по контуру |
Внимание | «Найди отличия», «Повтори последовательность», игры на память |
Совет:Выбирайте занятия, которые нравятся ребенку, прислушивайтесь к его инициативам, чередуйте активные и спокойные формы. Любая совместная деятельность с радостью, вниманием и принятием — самая развивающая!