Возрастная психология

Разгадывая тайны человеческого разума

Каждое поколение – это уникальная глава в истории развития человека. Но как разделить эту историю на отдельные, качественно разные периоды?
Цель любой периодизации - выделить на линии развития точки, которые отделяют друг от друга совершенно непохожие этапы. Но что именно определяет эту уникальность? Именно этот вопрос волновал величайшие умы психологии.
А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и многие другие искали ключи к пониманию возрастных особенностей.
Л.С. Выготский в своей работе "Проблема возраста" систематизировал эти попытки, объединив их в единую картину. Эта работа – не просто теоретическое исследование, а путеводитель по тайнам человеческого развития. Изучая ее, мы можем понять:
  • Как формируется личность на каждом этапе жизни.
  • Какие задачи стоят перед человеком в каждом возрасте.
  • Как помочь себе и своим близким пройти через все стадии развития.
Психология – это не просто наука, а ключ к самопознанию и саморазвитию. Вместе с ней мы можем разгадать тайну возраста и раскрыть свой потенциал в полной мере.

Типы периодизаций

Существуют разные подходы к тому, как разделить жизнь человека на периоды, и их можно объединить в три основные группы:
1. Периодизации, основанные на аналогиях. Эти подходы не фокусируются на внутреннем развитии, а используют сравнения с другими процессами. Например, периодизация С. Холла сравнивает этапы детства с этапами развития общества.
2. Периодизация, основанная на отдельных признаках. Это самая распространенная группа, где этапы развития определяются одним конкретным признаком. Например, П.П. Блонский использовал смену зубов как критерий для периодизации. В эту же группу входит периодизация З. Фрейда, где основанием является изменение зон, удовлетворяющих либидо.
3. Периодизация, связанная с выделением существенных особенностей самого развития. Эти подходы помогают понять, что, как, почему и в каком направлении меняется человек. Например, А. Гезелл заметил, что "плотность" развития с возрастом уменьшается. Понимание этих различных подходов открывает нам новые горизонты для исследования человеческого развития. Каждая из этих групп предлагает уникальную перспективу, помогая нам глубже понять, как мы меняемся на протяжении всей жизни.

Периодизация Л.С. Выготского

Раскрывая тайны развития Каждый из нас проходит уникальный путь развития, полный взлетов и падений, стабильности и перемен. Великий психолог Лев Семенович Выготский, вдохновляясь диалектическим подходом, предложил свою периодизацию, подчеркивая важность скачков и переходов к новому качеству. Представьте себе: жизнь как река, то спокойно текущая, то бурлящая водопадами. В стабильных периодах, подобно мирному течению, происходят медленные, но неуклонные изменения. Однако, как внезапные пороги, на пути встречаются критические периоды – моменты резких, необратимых трансформаций. Именно в этих кризисах, как в точках бифуркации, закладываются новые основы личности. Выготский выделил несколько ключевых кризисов, знаменующих важные этапы развития. Кризис новорожденности, первый вздох нового человека, и кризис трех лет, когда малыш утверждает свою индивидуальность. По мнению Выготского, стабильные и критические периоды чередуются, словно ритм жизни:
1. Кризис новорожденности - начало пути
2. Стабильный период младенчества - время освоения мира
3. Кризис первого года жизни - первый шаг к самостоятельности
4. Стабильное раннее детство - время игр и открытий
5. Кризис трех лет - утверждение "Я"
6. Стабильный дошкольный возраст - время фантазии и творчества
7. Кризис семи лет - вхождение в мир знаний
8. Стабильный младший школьный период - время учебы и дружбы
9. Пубертатный кризис - поиск себя
10. Стабильный подростковый возраст - становление личности
11. Кризис 17 лет - переход к взрослой жизни
И это только начало! Каждый кризис – это возможность для роста, для преодоления прежних границ и открытия новых горизонтов. Не бойтесь этих переломных моментов, воспринимайте их как ступеньки на пути к самосовершенствованию! Помните, что развитие – это непрерывный процесс, и каждый из нас способен раскрыть свой потенциал, преодолевая трудности и стремясь к новым вершинам.

Периодизация А. Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина

Развитие и Периодизация А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин продолжили идеи великого русского психолога Л.С. Выготского, внеся свой вклад в понимание развития психики. Их позиция в вопросе о периодизации детского развития может быть выражена в нескольких ключевых тезисах:
1. Критика Внешних Признаков: Многие существующие периодизации психического развития опираются на внешние, поверхностные признаки, а не на глубинные изменения, происходящие внутри. Периодизация должна строиться на основе внутренних противоречий самого процесса развития, а не на отдельных, пусть даже характерных, внешних проявлениях.
2. Целостная Деятельность как Ключ: Периодизация психического развития должна учитывать смену одной целостной деятельности другой. Личность ребенка развивается как единое целое, и внутренние изменения этого целого определяют развитие каждой его части.
3. Ведущая Деятельность: При изучении источников развития психики, важно связывать каждый период с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка, называемой ведущей деятельностью.
4. Новообразования как Критерий: Целостная деятельность, специфическая для каждого возраста, приводит к появлению новых психических качеств – новообразований. Именно эти новообразования служат основным критерием для разделения детского развития на отдельные этапы.
Периоды Развития по Эльконину: Эльконин выделил следующие периоды детства, которые обеспечивают надежную хронологию развития:
  • Младенчество (0-1 год): Непосредственное эмоциональное общение
  • Раннее детство (1-3 года): Предметно-манипулятивная деятельность
  • Дошкольный возраст (3-7 лет): Ролевая игра
  • Младший школьный возраст (7-11 лет): Обучение
  • Подростковый возраст (11-15 лет): Общение в процессе обучения, организованной трудовой деятельности и досуга.
  • Старший школьный возраст (15-17 лет): Учебно-профессиональная деятельность В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, которая является наиболее точной и научно обоснованной.
Помните: Понимание закономерностей развития психики играет важную роль в воспитании и обучении детей. Изучение идей Леонтьева, Эльконина и Выготского помогает нам лучше понять внутренний мир ребенка и создать условия для его гармоничного развития.

Возрастная периодизация З. Фрейда

Фрейд утверждал, что поведение человека не является результатом усвоенных навыков, а имеет глубокие внутренние мотивы и влечения, биологические по своей природе. Ключевыми из них являются сексуальные и агрессивные влечения, то есть инстинкт жизни (либидо) и инстинкт смерти (мортидо). Реализовать эти влечения можно только в взаимодействии с другими людьми, поэтому человек уже в раннем детстве приспосабливается к требованиям общества. Неудачи раннего детства могут оказывать негативное влияние на всю жизнь, проявляясь в виде тревоги, неврозов и комплекса неполноценности. В структуре личности Фрейд выделяет три инстанции: инстинктивное бессознательное ОНО, реальное Я и контроль общества (или совесть) – СВЕРХ Я. При этом ОНО следует принципу удовольствия, стремится немедленно удовлетворить свои импульсы, являясь "бурлящим котлом" влечений. СВЕРХ Я действует как система запретов, а Я колеблется между ними, опираясь на принцип реальности и преодолевая конфликты, пытаясь достичь душевного равновесия. Три основные структуры личности формируются в первые пять лет жизни, что объясняет особый интерес психоанализа к детству. Психосексуальные стадии развития по Фрейду:
  • Оральная стадия (0-1 год). В этом возрасте доминирует воздействие, связанное с ротовой полостью. Удовлетворение желания через сосание груди формирует механизм ОНО. Ограничение этого условия может привести к проблемам в будущем развитии личности.
  • Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии ребенок начинает осознавать проблемы "сдерживания" и "выпускания". Удовлетворение происходит посредством контроля над процессами выделения. Слишком строгий подход родителей к приучению ребенка к горшку может привести к формированию черт, таких как аккуратность или жадность, и к проблемам с самоконтролем.
  • Фаллическая стадия (3-5 лет). В этом возрасте внимание ребенка сосредоточено на гениталиях.

Периодизация Э. Эриксона

Эриксон положил в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я.
Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях:
1) психосоциальные кризисы;
2) круг референтных лиц;
3) элементы социального порядка;
4) психосоциальные модальности;
5) психосексуальная динамика.
Стадии жизненного пути личности Э. Эриксон представляет как выбор позиции в отношениях к людям и к себе, определяемый взаимодействием с окружающими.
Свою теорию Э. Эриксон назвал эпигенетической. По биологическому закону эпигенеза стадии предопределены природой, но содержание каждой зависит от условий жизни. Доминирующее качество личности есть результат борьбы крайних возможностей, а кризисы составляют момент выбора. Негативные тенденции есть на каждой стадии, как и положительные, их противоречие проявляется решением очередной жизненной задачи и включением субъекта в более широкое социальное взаимодействие (см. «Полный жизненный цикл» — 1982).
Стадии жизненного пути по Э. Эриксону:
  • Младенчество (0−1 год). На этой стадии формируется базовое доверие или недоверие к миру, что зависит от условий ласки и заботы.
  • Ранний возраст (1−3 года). У ребенка развивается чувство самостоятельности и автономии посредством усвоения навыков опрятности. Если этого не произойдет, может возникнуть неуверенность и стыд.
  • Возраст игры (3−5 лет). В этот период ребенок проявляет инициативу, активизируется или, наоборот, переживает вину за свои желания и действия.
  • Школьный возраст (6−12 лет). На этом этапе ребенок стремится к достижению различных умений. Если у него это не получается, может развиться чувство неполноценности.
  • Подростковый возраст (11−15 лет). В этот период происходит осознание себя и своего места в мире. Успех в этом аспекте ведет к формированию идентичности, а неудачи могут вызвать неуверенность и конформизм.
  • Молодость (15−25 лет). Здесь акцент делается на поиске интимности и дружбы. Если этого не обеспечить, может возникнуть чувство неудачи и одиночества.
  • Зрелость (25−65 лет). На этом этапе человек реализует свои творческие способности на работе и в семье. Если этого не происходит, может возникнуть чувство застойности и косности.
  • Старость (65 лет и старше). В этом возрасте происходит интеграция жизненного опыта и принятие жизненного пути. Невозможность этого может привести к разочарованию и отчаянию.
Таким образом, понимание периодизации психического развития помогает лучше понять, как постоянные изменения в жизни человека влияют на его личность и поведение.

Made on
Tilda