Возрастная психология

Младенчество

Раскрой потенциал малыша! После рождения наступает период младенчества – время невероятного роста и развития. Его рост увеличивается в полтора раза, а вес почти удваивается за первый год жизни! Но главное – это не только физические изменения, но и стремительное развитие моторики и познавательных способностей. Каждый новый день – это открытие для вашего малыша! Мир полон новых звуков, запахов, ощущений, которые формируют его восприятие и мышление.

Ваша задача – стать проводником в этот удивительный мир! Окружайте ребенка разнообразной и интересной средой, стимулируйте его любопытство! Помните: чем больше новых впечатлений получает малыш, тем быстрее развивается его мозг, тем богаче становится его внутренний мир.

Не бойтесь экспериментировать! Играйте с малышом, пойте ему песни, читайте книги, проводите время на свежем воздухе. Каждое мгновение – это ценный вклад в развитие вашего маленького чуда!

Вместе вы откроете мир, полный радости, знаний и новых возможностей!

Развитие действий и мышления в раннем детстве

Действия и мышление в раннем детстве характеризуются наглядно-действенным мышлением, которое является аналогом «сенсомоторного интеллекта» Жана Пиаже. Это мышление основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность.
По словам Л.С. Выготского, «мыслить для ребенка раннего возраста — значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать соответствующие действия».
В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами. Взрослый учит его, как использовать ложку и чашку, держать карандаш и совочек, а также что делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу и дуть в дудочку.
Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий использования. Например, ребенку легче обращаться с пустой или полупустой чашкой, чем с полной.
Помните: раннее детство — это время активного познания мира через действия и игры. Поддерживайте любознательность ребенка, помогите ему освоить разнообразные предметы и действия, и вы увидите, как быстро развивается его мышление!
Мышление в раннем детстве развивается в процессе практической деятельности. Оно отстает от уровня практической деятельности по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия, которые начинают обобщаться и отделяться от тех предметов, с которыми они были первоначально усвоены. Ребенок начинает соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимая их как образцы. Взрослый задает образцы действий, контролирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к собственным действиям, что отражается в его речи: он начинает говорить «Я играю», «Я иду гулять».

Рисование и игра

Помимо предметных действий, для развития ребенка важны такие виды деятельности, как рисование и игра. Рисунок до 2 лет представляет собой скорее каракули, но на третьем году жизни уже появляются формы, схожие с изображаемыми объектами. Например, в 2,5 года дети могут нарисовать человека, различая основные детали — голову, глаза, нос и рот.
Ведущей деятельностью в этот период является предметно-манипулятивная, где ребенок не просто играет, а активно манипулирует предметами. В конце раннего возраста начинает появляться игра в своих первоначальных формах, называемая режиссерской игрой, где предметы наделяются игровым смыслом. Эти игры непродолжительны и имеют примитивный сюжет, но они закладывают основу для сюжетно-ролевой игры в будущем.

Эмоциональное развитие

Развитие психических функций неразрывно связано с развитием эмоционально-потребностной сферы ребенка. В раннем возрасте восприятие аффективно окрашено, и ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Его желания неустойчивы и быстро меняются, и он не может их контролировать. Ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
Общение с взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир, основано на сотрудничестве и эмоциональном взаимодействии. Ребенок ждет от взрослого участия в своих делах и совместного решения задач. Общение с другими детьми только начинает развиваться. На втором году жизни ребенок может испытывать беспокойство при приближении сверстника, а на третьем году он уже может играть рядом с другим ребенком, но без четких правил игры.

Таким образом, раннее детство — это важный период, в котором происходит интенсивное развитие речи, восприятия и других психических функций, что закладывает основу для дальнейшего развития ребенка. Взаимодействие с окружающей средой и общение с взрослыми играют ключевую роль в этом процессе, способствуя формированию у ребенка необходимых навыков и знаний.

Made on
Tilda