Ранняя взрослость, 18-30 лет

Молодость и ранняя взрослость


Психическое развитие в зрелых возрастах

Теоретическая и экспериментальная разработка проблем зрелого возраста принадлежит Б.Г. Ананьеву. Психология зрелых возрастов – сравнительно новый раздел возрастной и генетической психологии, отражающий принципиально новый ход индивидуального развития.
Долгое время считалось, что психологии взрослых не присуща возрастная изменчивость. На взрослых отрабатывались закономерности общей и социальной психологии, их показатели служили эталоном при анализе детского развития. Ж. Пиаже описывал ход интеллектуального развития, завершающийся стадией формальных операций (14-15 лет), когда "у ребенка формируется логика взрослого". Дальше, по мнению многих, человек просто действует на основе усвоенного опыта, но уже не развивается. Швейцарский психолог Э. Клапаред в 20-х годах назвал взрослость возрастом "психической окаменелости". Такой же точки зрения придерживался В. Джемс: "После 25 лет взрослые не могут приобретать новые идеи".
В 60-е годы среди ученых Запада бытовало мнение, что пика развития человек достигает в 18-20 лет, а далее уровень логической способности снижается: к 30 годам – 96%, к 40 – 87%, к 50 – 80% и к 60 – 75% от первоначального уровня.
Но жизнь менялась ускоряющимися темпами. Взрослым все чаще приходилось доучиваться и переучиваться. Исследователи обнаружили, что интенсивность и темп инволюции зависят от двух факторов: одаренности и условий, в числе которых образование, социально-экономическая и культурная ситуация. При этом образование и интеллектуальная активность сдерживают инволюционные процессы.
Это значит, что развитие мозга и психики человека не заканчивается в юности! В зрелом возрасте открываются новые возможности для роста и самореализации. Не стоит бояться перемен и новых вызовов, ведь именно они способствуют дальнейшему развитию и обогащению нашей жизни.
.Исследование психологии взрослых позволило выявить новые закономерности динамики психической деятельности, представив любое развитие как сочетание процессов роста и упадка, приобретений и потерь. Это открытие привело к формированию нового методологического взгляда на развитие в онтогенезе – всевозрастного подхода.
При этом возрастные изменения распространяются на весь жизненный путь человека. Мы сталкиваемся с огромным разнообразием возможностей и социальных требований на протяжении всей жизни. Всевозрастное развитие – это система вариантов изменений, отличающихся по времени возникновения и продолжительности, по направленности и последовательности.
В каждом возрасте наблюдаются свои новообразования. На последних этапах жизни возникают феномены дальних воспоминаний и ревизии своей жизни, автобиографической памяти, феномен мудрости.
На психофизиологическом уровне эти изменения проявляются в корреляционных плеядах функций, связанных с вниманием и мнемонической деятельностью.
Слабая изученность возраста выражена и в том, что не сложилась его четкая периодизация. Демографы рассматривают взрослость как трудоспособный возраст, от 17-18 до 60-65 лет. Биологи же определяют репродуктивный возраст от полового созревания в 16-18 лет до наступления климакса в 50-65 лет. Еще более нечетко обозначены периоды внутри взрослости.
Понимание всевозрастного развития открывает новые горизонты для изучения и понимания человеческой психики. Это позволяет нам увидеть человека не как существо, которое развивается только в детстве и юности, а как личность, которая непрерывно меняется и развивается на протяжении всей жизни.

Этапы жизни и их значение

Начало зрелости большинство исследователей называют юностью, периодом от 17 до 20 лет. Затем выделяют раннюю взрослость или молодость, охватывающую период от 21 до 25 лет. Иногда эти два периода объединяют как "студенческий возраст" - с 17 до 25 лет. Далее следует средняя взрослость, длящаяся с 25 до 35 лет. У разных авторов этот период может начинаться с 24-25 лет и заканчиваться в 40, 55, даже 75 лет.
Эриксон, известный психолог, выделял после 18 лет стадии молодости, взрослости и зрелости, не указывая конкретного возраста. Современные российские авторы опираются на эти стадии и определяют молодость как период с 19 до 33 лет, взрослость - с 33 до 45 лет, зрелость - с 45 до 65 лет, и далее - старость (В.И. Слабодчиков, Е.И. Исаев).
Г.И. Абрамова разделяет стадию молодости на юность (18-22 года), взросление (23-30 лет) и переходный возраст (30-35 лет). Зрелости она присваивает период с 36 до 50 лет, выделяя пожилой возраст (51-65 лет) и далее - старость. Старость, как правило, совпадает с пенсионным возрастом, установленным в большинстве стран в 60-65 лет. В народе существует еще один период - дряхлость, когда старики уже не могут обходиться без посторонней помощи.
Периоды зрелости отражают основные гражданские статусы зрелой личности: обучающийся профессионал - молодой специалист - квалифицированный работник (мастер) - пенсионер. Насколько эти этапы соответствуют ценностным ориентирам нашего народа, выраженным в пословицах?
В 20 лет ума нет, то и не будет,
в 30 лет жены нет - и не будет,
в 40 лет богатства нет - и не будет.
Эта пословица, полная народной мудрости, отражает важность времени и упущенных возможностей. Она напоминает нам о том, что каждый период жизни ценен и требует приложения усилий для достижения своих целей.
Не стоит забывать, что каждый человек уникален, и возрастные рамки - это лишь ориентиры. Важно не зацикливаться на цифрах, а жить полноценной жизнью, развиваться и находить свое место в мире
.

Молодость как период развития

Молодость – это время, когда человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает строить свою собственную судьбу. Это период активного развития, когда открываются новые горизонты, и человек стремится реализовать свои жизненные планы.
Ключевым моментом в этом возрасте становится выбор профессии и поступление в вуз или колледж. Для многих это – важный шаг, который определяет будущее. Но не все проходит гладко. Неудачная попытка поступить, недостаток средств на обучение – все это может восприниматься как крушение надежд, как необходимость переосмыслить жизненную программу.
Важно помнить, что неудачи – это часть жизни, а молодость – это время для проб и ошибок. Не стоит паниковать, если что-то не получилось с первого раза. Найдите в себе силы переосмыслить ситуацию, проанализировать свои действия и найти новые пути.
Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения, но в любом случае неизбежно столкновение идеальных представлений с реальной действительностью.
В молодости важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с новыми людьми. Это время поиска своего пути, осознания не только общественного значения своей деятельности, но и ее личностного смысла. Важно понять, что именно эта деятельность может дать вам, насколько она поможет вам реализовать себя и обеспечить материальную независимость.
Помните, что молодость – это время возможностей, время для того, чтобы найти свое место в жизни, реализовать свои мечты и стать тем, кем вы хотите быть. Не бойтесь рисковать, не бойтесь ошибаться, не бойтесь искать свою дорогу. И помните, что вы не одиноки в этом пути!

Время расцвета и самоопределения

Многие физиологические показатели и работоспособность достигают пика своего развития в период с 18 до 19 лет. По данным Б.Г. Ананьева, сила рук, как правой, так и левой, максимальна именно в этом возрасте у мужчин. Скорость двигательных реакций также достигает своего максимума в 18-19 лет. С этим периодом связаны многие выдающиеся спортивные достижения и успехи в хореографии. Однако, точность движений и выносливость в сложных ситуациях будут увеличиваться с возрастом и опытом.
В этом возрасте человек сам создает свою среду общения, и от этого зависит развитие одних его качеств и притупление других. Именно здесь актуальна пословица «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Приобретая статус взрослого, он еще не имеет жизненного опыта, и круг общения крайне важен для осознания и оценки новых впечатлений и нового социального положения.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев называют этот период «становлением авторства в собственной жизни». Это время обдумывания смысла своей жизни, построения более реальных жизненных планов с учетом собственных возможностей, освоения ролей взрослого, поиска спутника жизни, включения во все виды общественной деятельности.
Ведущей деятельностью становится профессиональная или учебно-профессиональная. Большую и все увеличивающуюся когорту молодых составляют студенты.
Это особая категория молодых, организованных и объединенных институтом высшего образования. Их отличает высокий интеллектуальный уровень и уровень познавательной мотивации, профессиональная направленность, сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
Это время не только физического расцвета, но и становления личности. Используйте свой потенциал, стройте свою жизнь, находите свое место в мире!

Развитие интеллекта в студенческом возрасте

В раннем взрослом возрасте, период интенсивного обучения и становления личности, происходит динамичное развитие интеллектуальных способностей. Под руководством выдающегося психолога Б.Г. Ананьева было проведено масштабное исследование, охватившее 1800 студентов разных специальностей в возрасте от 18 до 35 лет. Выборка включала 50 мужчин и 50 женщин на каждый год жизни, с уровнем образования от незаконченного среднего до высшего.
Исследование выявило ключевую закономерность: неравномерность, гетерохронность развития разных функций интеллекта. В определенные периоды одни показатели достигают пика, в то время как другие снижаются, и наоборот.
Например, в период с 18 до 23 лет наблюдается повышение:
  • Объем поля зрения
  • Глазомер
  • Дифференцированное узнавание
  • Пространственное представление
  • Константность
В то же время:
  • Острота зрения снижается
  • Кратковременная зрительная память снижается
  • Наблюдательность остается стабильной
Показатели общего интеллекта также демонстрируют динамику. Оптимумы для вербального интеллекта наблюдаются в 19, 22 и 24-26 лет, а для невербального - в 19, 21 и 25 лет.
Эти закономерности характерны для всех уровней образования. Однако важно отметить, что у испытуемых с незаконченным средним образованием уровень сложности мыслительных операций снижается с годами.
Результаты исследования Б.Г. Ананьева подчеркивают важность понимания индивидуальных особенностей интеллектуального развития. Студенческий возраст - это время активного роста и совершенствования когнитивных способностей. Используйте этот потенциал для достижения своих целей, развивайте свои сильные стороны и не бойтесь учиться новому!

Развитие памяти и мышления

Память и мышление – это фундаментальные формы обработки информации, которые лежат в основе нашего познания мира.
Усвоение знаний происходит через понимание и запоминание. Впоследствии, ценностно-ориентированное мышление "фильтрует" эту информацию, выбирая, что сохранить в памяти. Это первый уровень обобщения.
На основе полученных знаний формируются новые смысловые системы и понятия. Рациональная систематизация знаний приводит к перестройке механизмов "фильтрации" информации, что является вторым уровнем обобщения.
Этот процесс, в свою очередь, служит основой для формирования гипотез и концепций – третьего уровня обобщения.
Развитие памяти и мышления – это динамичный процесс, в котором происходит постоянное взаимодействие между "фильтрацией" (логическими функциями) и накоплением информации (усилением функций памяти).
В период с 18 до 25 лет наблюдается интенсивное развитие всех психических функций, особенно памяти, мышления и долговременной памяти.
Исследования, проведенные Б.Г. Ананьевым, выявили тесную взаимосвязь между познавательными функциями. Корреляционный и факторный анализ показал, что существует положительная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, между динамичностью возбуждения и мнемическими функциями, а также между избирательностью возбуждения и концентрацией внимания.
Помните, что развитие памяти и мышления – это непрерывный процесс, который требует постоянных усилий и стимулирования. Используйте возможности для обучения, размышления и творческого поиска, чтобы раскрыть свой потенциал и достичь новых высот!

Растущая сложность и потенциал

Характерно, что при графическом изображении корреляционных связей в молодости они выглядят линейно, как цепочки. Исследователи считают, что это говорит о незаконченном развитии высших психических функций. В более старшем возрасте картина корреляций становится сложной и разветвленной, что свидетельствует о постоянном росте и развитии.
Исследования Б.Г. Ананьева развеяли миф о "психологической окаменелости" и поступательном снижении интеллекта после 20 лет. Напротив, он доказал, что интеллект продолжает развиваться на протяжении всей жизни, приобретая новые формы и глубину.
В ходе интеллектуального развития и самопознания молодые люди создают смысловые системы, которые упорядочивают жизненный опыт, организуют мышление и чувствование, и определяют поведение. Эти системы усложняются и развиваются в течение всей жизни, расширяя горизонты возможностей и открывая новые перспективы.
Не бойтесь возраста! Он не ограничивает, а расширяет ваш потенциал. Каждый новый этап жизни – это возможность углубить понимание себя и мира, развивать свои способности и создавать новые смыслы. Не останавливайтесь в развитии!

Личностное развитие в студенческом возрасте

Молодость, особенно студенчество, – это время, когда социальные потребности проявляются особенно ярко. Мы видим это в политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), в общении с группами сверстников, в поиске близкого друга. 18-25-летние уже воспринимаются как ответственные субъекты общественно-трудовой деятельности, играющие определенные социальные роли. Но соответствие этим ожиданиям достигается через существенный личностный рост.
Эрик Эриксон, известный психолог, считает главной задачей этого возраста достижение идентичности. Это значит, что, определив свои принципы и приоритеты, человек остается верным себе во всех ситуациях общения и деятельности. Он знает, чего хочет и ради чего действует. Идентичность противостоит смешению ролей, когда человек теряется в чужих ожиданиях и не может найти своё место.
Другой важной задачей является достижение близости, в противоположность изоляции. Чтобы утвердить себя, нужна близость с себе подобным, и в молодости люди ищут друга как второе "Я". Близость помогает нам ощутить себя частью чего-то большего, понять, что мы не одиноки в своих стремлениях и неудачах.
Студенчество – это время, когда мы формируем свои ценности, учимся строить отношения, определяем свои пути и цели. Это время личностного роста, возможности обрести идентичность и найти близость с другими. Не бойтесь пробовать, экспериментировать, искать свое место в мире. И помните, что это время не только для учебы, но и для самопознания, для поиска себя и своего пути.

Раскрой свой потенциал в юности

Молодость – это время, когда мы жаждем найти большую, настоящую любовь, которая объединит в себе и дружбу, и сексуальное влечение, время поиска спутника жизни. Неудивительно, что статистика говорит о том, что 3 из 10 браков заключаются в 24 года. Мотивы вступления в брак могут быть разными, в том числе и страх одиночества после окончания учебы, когда круг общения с ровесниками значительно сужается. Однако именно в возрасте 18-25 лет мы наиболее склонны к влюбленности и большой любви, когда определены и осознаны наши ценностные ориентиры, достигнута сексуальная зрелость и социальная независимость.
Строительство собственной личности в эти годы связано с организацией своего времени, своей социальной жизни, с готовностью самостоятельно принимать ответственные решения. При этом проявляется одна важная закономерность: высокая нравственная цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время. Цели близкие, конкретные и неопределенные подобной силой не обладают.
В идеальном случае молодой человек начинает выстраивать структуру своей жизни, учитывая реальность, но оценивая оптимистично и обстоятельства, и свои возможности. Но если выбирается деятельность, субъективно непривлекательная, следствием будет низкая самоотдача и отсутствие энтузиазма.
Не бойся мечтать! Используй этот период, чтобы найти свою страсть, определиться с ценностями и построить фундамент для счастливой и успешной жизни.
Помни:
  • Ты обладаешь огромным потенциалом.
  • Твоя молодость – это время для самопознания, роста и новых открытий.
  • Не бойся ставить перед собой смелые цели и идти за своей мечтой.
  • Найди дело, которое действительно тебя вдохновляет, и ты будешь неудержим!
Не теряй время, действуй!

Кризис третьего курса и путь к самоопределению

Студенчество – это время бурного развития, период, когда человек активно формирует свою личность, ценности, и строить свою будущую жизнь. Именно в этот период, на третьем курсе, многие студенты переживают так называемый "кризис третьего курса". Это время перестройки, когда меняются ценностные ориентиры, отношения, а уровень тревожности может стать выше.
На первых двух курсах студенты стремятся к общению, к установлению отношений с однокурсниками и преподавателями. Им интересно все, и они жаждут новых знаний. Самые активные и уверенные в себе студенты становятся лидерами, беря на себя ответственность за организацию группы.
Однако, на старших курсах, фокус внимания смещается. Студенты начинают осознавать, что им необходимо овладеть профессией, чтобы успешно реализовать себя в будущем. Это приводит к смене оценочного отношения к преподавателям: теперь ценятся не только интересные, но и содержательные лекции, практические задания, и возможность самостоятельно изучать литературу. Профессиональное самоопределение приобретает конкретные формы, и широкий познавательный интерес сужается до усвоения необходимых для будущей профессии знаний.
Однако, есть и другой вариант развития, когда проблемы интимных отношений становятся приоритетными, а учеба отходит на второй план, выполняется формально.
Не стоит забывать, что студенческий возраст (18-23/25 лет) – это период огромных возможностей для развития психических функций. Это время, когда интерес к теоретическим знаниям и их практическому применению достигает пика. Это время высокой социальной активности, самоопределения, поиска своего места в жизни, создания собственных жизненных принципов и реальных профессиональных планов. И, конечно, это время поиска интимности и утверждения себя в любви.
Важно помнить, что "кризис третьего курса" – это не конец света, а естественный этап взросления. Это время переосмысления, поиска новых смыслов и целей. Справиться с этим кризисом поможет честность с самим собой, открытость новым знаниям и опыту, а также поддержка близких людей.

Новые горизонты ранней зрелости

Ранняя зрелость - это период, полный новых возможностей, вызовов и, конечно же, перемен. Именно в это время происходит формирование личности, раскрывается ее потенциал, а социальная ситуация развития создает уникальную почву для роста и самореализации.
Ключевыми событиями этого периода являются:
  • Начало профессиональной деятельности: В большинстве случаев окончание учебы, будь то школа или университет, знаменует собой начало профессионального пути. Это не просто работа, а возможность обрести экономическую независимость, стать самостоятельным, построить свою собственную жизнь, отделенную от родительской семьи.
  • Создание семьи: Хотя в современном мире брак уже не является обязательным этапом взросления, создание семьи все еще остается актуальным для многих. Это период, когда человек открывает для себя новые роли - мужа/жены, родителя - и учится строить отношения, основанные на любви, доверии и взаимном уважении.
  • Рождение детей: Рождение детей - это не только огромная радость, но и колоссальная ответственность. В этот период человек сталкивается с необходимостью воспитывать, учить, заботиться о своих детях, формируя с ними глубокую эмоциональную связь.
Конечно, современная жизнь динамична, и эти этапы могут начинаться раньше или, наоборот, откладываться на более позднее время. Но важно помнить, что ранняя зрелость - это период, который предоставляет уникальные возможности для самопознания, саморазвития, создания крепких отношений и построения счастливой жизни.

Не бойтесь вызовов, которые вас ждут! В этот период вы обладаете яркими силами, энергией, желанием добиться успеха. Верьте в себя, используйте свои таланты, и ранняя зрелость станет для вас временем ярких открытий и достижений!

Made on
Tilda