Социальная психология

Социальная психология групп.

Определение и основные признаки социальной группы

Согласно мнению Шибутани, социальная группа является важной формой объединения людей в процессе деятельности и общения. Педагогика характеризует социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и т.д. – все эти феномены выступают в качестве уникальных составляющих социальной группы, которые определяют меру ее устойчивости. Нестабильные социальные группы не являются основными в жизни человека, несмотря на то, что человек может находиться в них довольно продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – самые важные для личности социальные группы. Данные группы, в силу своей устойчивости, существенно влияют на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Однако, какими бы особыми функциями не обладали социальные общности, все они обладают определенными признаками, выраженность которых зависит от длительности существования группы и тесноты связей между участниками группы.
Основные признаки социальной группы:
1. Наличие интегральных психологических характеристик. К ним относятся общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и групповые интересы. Эти характеристики формируются с возникновением и развитием группы.
2. Существование основных параметров группы как единого целого. Параметр - это показатель, характеризующий определенное свойство.
Социальная группа обладает следующими параметрами:
  • Композиция: совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. К ним относятся численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.
  • Структура: характеризуется с точки зрения функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Например, при анализе структуры школьного класса, учитель может описать успеваемость учеников, их социальные роли (формальные и неформальные), социометрические позиции и статус.
  • Групповые процессы: динамические, меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Анализ групповых процессов требует наблюдения за группой в течение определенного периода. К важным процессам относятся:
  • Психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство).
  • Уровень развития группы как социального единства (стадии развития коллектива).
  • Процесс группового давления (конформизм).
  • Процессы изменения отношений и т.д. Различные изменения жизнедеятельности социальной группы, такие как деятельность, общение, отношения членов группы, могут описываться как групповые процессы.
Один из ключевых признаков социальной группы – это способность её членов к согласованным действиям. Именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение общей цели. Уровень согласованности действий зависит от степени развития группы, социальной ситуации, а также от действий лидера или руководителя. Способность предпринимать активные действия независимо от группы и влиять на её решения характеризует социальную силу личности.

Классификация социальных групп по Г.М. Андреевой

Классификация групп в социальной психологии

В ходе развития социальной психологии ученые неоднократно пытались создать классификацию социальных групп. Наиболее удачную классификацию разработала Г.М. Андреева (см. рис.)
Группы можно различать по ряду критериев:
  • Размер: малые и большие группы.
  • Реальность: условные и реальные группы.
  • Продолжительность: постоянные и временные группы.
Несмотря на различия, все группы имеют общие характеристики:
  • Групповые интересы: общие цели, которые мотивируют группу.
  • Групповые потребности: общие потребности, которые группа стремится удовлетворить.
  • Групповые мнения: общие взгляды и убеждения членов группы.
  • Групповые ценности: общие принципы и идеалы, которые члены группы считают важными.
  • Групповые нормы: негласные правила и ожидания, которые регулируют поведение в группе.
  • Групповые цели: общие стремления, к которым группа стремится.
Любая группа функционирует по определенным закономерностям:
1. Структура: группа всегда имеет определенную структуру, которая определяет роли и взаимоотношения между членами.
2. Развитие: группа постоянно развивается, меняется её состав, взаимоотношения и цели.
3. Флуктуация: в группе происходит смена членов, изменение их статуса и ролей.

Малые и большие группы

В социальной психологии особое внимание уделяется малым группам, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и её социального поведения.
Существует несколько типов малых групп:
1. Референтная группа: группа, к которой человек себя причисляет и которая является для него образцом для подражания. Человек принимает её цели, убеждения, нормы, ценности и формы поведения.
2. Нереферентная группа: группа, которая чужда или безразлична человеку.
3. Антиреферентная группа: группа, которую человек отвергает или отрицает.
В каждой группе индивид стремится занять определенное положение, которое определяется его статусом и системой групповых ожиданий. Малая группа характеризуется личными контактами, эмоциональными отношениями, взаимодействием членов группы, наличием общей цели, организационной структурой, распределением ролей и выработкой групповых норм.
Понятие "групповая динамика" в современной социальной психологии не имеет однозначного определения, но включает в себя внутригрупповые социально-психологические процессы и явления. К ним относятся феномены руководства, лидерства, принятия решений, нормообразования, сплоченности и конфликтов.
Термин "групповая динамика" был введен К. Левиным и относится к социально-психологической школе изучения малых групп. Важные динамические процессы включают образование групп, сплоченность, групповое давление, лидерство, принятие решений и эффективность совместной деятельности.
Большие группы отличаются от малых наличием специфических регуляторов поведения, образа жизни, интересов, ценностей и языка. Структура психологии большой группы включает психические свойства, процессы и состояния, а также психический склад и эмоциональную сферу. Каждая разновидность больших групп обладает своим своеобразием, и структура их психологии включает специфические психические свойства и процессы.
Made on
Tilda