Эмоциональная жизнь младших школьников
Младшая школа, 7-11 лет
Диагностика
Распознавание эмоций
Перед вами появится серия картинок с изображениями, выражающими различные эмоции.
Внимательно посмотрите на каждое изображение и определите, какую эмоцию оно выражает.
Выберите один из вариантов ответа, соответствующий эмоции на картинке.
Нажмите на кнопку с выбранным ответом.
После ответа на каждую картинку вы получите обратную связь - правильный ответ.
Постарайтесь определить эмоции как можно точнее.
Если затрудняетесь с ответом, можете пропустить картинку и вернуться к ней позже.
По окончании теста вы увидите результат - сколько ответов было правильными.
Не расстраивайтесь, если ошибетесь. Это нормально, ведь распознавание эмоций требует практики. Главное - старайтесь и учитесь.
Желаем успехов в прохождении теста! Он поможет вам лучше понять и различать эмоции других людей.
Что ты испытываешь в каждый момент?
Чувства и эмоции
Схема эмоций Роберта Плутчика, известная как "Цветок эмоций", визуализирует человеческие эмоции, показывая их связь, интенсивность и смешение. Она включает восемь основных эмоций, расположенных в центре, с ослабляющимися версиями по мере движения наружу. Напротив каждого основного чувства находится его противоположность, например, радость — грусть, гнев — страх.
Основные элементы схемы:
8 основных эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление, отвращение, ожидание, доверие.
Интенсивность: Ближе к центру — более сильные эмоции (например, гнев превращается в ярость), дальше от центра — слабые (досада вместо гнева).
Комбинации эмоций: Смешение эмоций создаёт сложные чувства, например, сочетание радости и доверия может вызвать любовь.
Пример использования:
Цветок помогает людям понять, какие эмоции они испытывают, как их смешение влияет на поведение и как их можно регулировать. Он активно применяется в терапии, образовании и саморазвитии, чтобы глубже исследовать и осознавать эмоции​

Материалы курса доступны в виде файлов для печати:
Эмоциональная жизнь младших школьников.pdf
Эмоциональная жизнь младших школьников - дневник.pdf
и в электронном виде, ниже, по ссылкам в темах.
Сказка, которая учит понимать эмоции
Маша и медведь
Сказка о Маше помогает детям понять важность проявления своих эмоций, а не скрытия их от окружающих. Она особенно актуальна для тех детей, которые стараются не показывать трудные эмоции, такие как страх, злость или обиду, стремясь быть хорошими и не огорчать других.
В процессе повествования дети видят, как Маша, несмотря на свои старания быть идеальной, сталкивается с трудностями, когда её ругают. Превращение в палочку символизирует подавление эмоций и потерю связи с собой. Эта метафора помогает детям осознать, что подавление своих эмоций может привести к внутреннему конфликту и чувству беспомощности.
Сказка учит, что важно открыто говорить о своих эмоциях и делиться ими с окружающими. Это способствует не только личностному росту, но и улучшению отношений с друзьями и родными. Дети, читая или слушая эту историю, могут научиться принимать свои эмоции, понимать, что они нормальны, и находить способы справляться с ними.
Таким образом, сказка о Маше становится ценным инструментом в эмоциональном воспитании, помогая детям развивать эмоциональный интеллект и уверенность в себе. Этот текст подчеркивает важность эмоционального выражения и помогает родителям и педагогам понять, как сказка может быть использована для поддержки детей в их эмоциональном развитии.
Маша хорошая девочка, умная и воспитанная, послушная и прилежная. Занимается музыкой и танцами, любит вышивать.
Одна беда у Маши. Когда ругают, девочка превращается в палочку. Тело будто деревянным становиться, рот не открывается, голова не думает.
Скверное — для Маши было неважно кто ругает и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку — палочка — не помнила, за что ругали, то избежать в будущем этих ситуаций не удавалось.
Маша старалась поступать правильно. Но случается. Ошибку допускает поругать, тут же в палочку превратится.
Шёл мимо школы медведь. Решил себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка стоит. Запихнул Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
А Маша молчит — ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Палочка оказалась девочкой.
—Как зовут? — спросил медведь ласково.
— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал, поэтому тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, из школы, — ответила Маша. И рассказала о беде, как в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь— дам тебе свой коготь. Повесь на шею. И когда кто-то ругать начнёт, превращайся в медведя.
— Ррр... — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела песню. И отвёл обратно к школе.
А там уже учителя и воспитатели ждут.
— Куда подевалась? — стали кричать на неё.
Маша коготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр...
Отошли учителя и воспитатели. Не понравилось, что на них рычат, а не молча слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Даже на маму тихонько рыкнула, когда та за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда начнут ругать, буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Лучше, чем становиться палочкой.
Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?
3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?
Дополнительные материалы
Для тех, кто хочет больше узнать о эмоциях
Эмоции. Психология познавательных процессов
презентация
Made on
Tilda