Возрастная психологияФакторы психического развития
Факторы психического развития — это те силы, которые формируют нас как личностей и определяют наш жизненный путь. Можно представить их как ветер, который направляет парус корабля. Основные факторы включают:
- Наследственность: Это основные черты и способности, которые передаются нам от родителей и предков. Она определяет некоторые аспекты нашего темперамента, склонность к болезням и даже некоторые таланты. Однако наследственность не является приговором — это лишь основа, на которой можно строить.
- Окружающая среда: Это всё, что нас окружает: семья, друзья, культура и общество. Среда, в которой мы растем, сильно влияет на наше развитие. Например, любящее окружение может способствовать формированию уверенности и доброты, в то время как негативные условия могут привести к неуверенности и замкнутости.
- Активность самого человека: Мы не просто жертвы обстоятельств. Наша активность и выбор имеют огромное значение. Каждый шаг, каждое решение формируют нас. Мы можем учиться, развиваться и адаптироваться, преодолевая трудности.
- Итак, помните: наследственность задает основу, окружающая среда формирует контекст, а ваша активность позволяет управлять своей жизнью и развиваться. Все три фактора работают вместе, создавая уникальный образ каждого человека..
Активность
Активность человека — это важный аспект, который включает его взаимодействие с окружающей средой и внешними факторами. Развитие происходит не только под влиянием наследственности или условий жизни, но и благодаря действиям человека, его желаниям и стремлениям. Таким образом, наследственность, окружающая среда и личная активность образуют три взаимосвязанных фактора, влияющих на психическое развитие.
Понимание этого взаимодействия стало возможным благодаря исследованию элементарных поведенческих явлений, таких как условный рефлекс. В начале ХХ века ученые, такие как Джон Уотсон и Эдвард Л. Торндайк, сосредоточили внимание на сочетании стимулов и закономерностей, что привело к формированию ассоцианистской концепции обучения. В процессе этих исследований профиль исследователей расширился, и внимание было обращено на роль безусловного стимула в установлении ассоциативных связей. Это открытие привело к новой концепции, подчеркивающей значение подкрепления в поведении.
Б. Ф. Скиннер, развивая идеи своего предшественника, предложил концепцию «технологии поведения», утверждая, что поведение человека можно формировать и контролировать через систему подкреплений. Он различал два типа подкреплений: первичные (например, еда и вода), которые удовлетворяют базовые потребности, и условные, которые становятся значимыми благодаря ассоциации с первичными. Таким образом, классический бихевиоризм акцентирует внимание не на развитии как таковом, а на процессе обучения, основываясь на подкреплении, стимуляции и реакции.
В целом, изучение этих факторов и механизмов, влияющих на поведение, помогает лучше понять, как мы обучаемся и развиваемся на протяжении всей жизни. Каждый из нас вносит свой вклад в формирование собственных опытов и личностных качеств, используя взаимодействия с окружающим миром.
Активность — это деятельное состояние организма, необходимое для его существования и поведения. Н.А. Бернштейн подчеркивает, что активность является основным признаком всех живых систем и проявляется в различных формах, таких как рефлексы, поисковая активность и воля. Бернштейн также отмечает, что движение организма должно соотноситься с изменениями в окружающей среде. Когда возникает сопротивление, организм использует свою энергию для его преодоления, адаптируясь к условиям вокруг.
Таким образом, активность становится важным фактором, который связывает наследственность и окружающую среду. Дефекты в генетической программе могут быть компенсированы в благоприятной среде, в то время как нормальное развитие может не проявляться в неблагоприятных условиях. Эта взаимосвязь подчеркивает, что ни один из факторов не является единственным определяющим.
Идея конвергенции наследственности и окружающей среды, предложенная В. Штерном, подтверждает, что психическое развитие — это результат взаимодействия этих двух факторов. Штерн утверждает, что развитие не является просто следствием врожденных факторов или реакцией на внешние воздействия. Важно, что наследственные задатки могут проявляться только при наличии подходящих условий, и здесь активность ребенка играет ключевую роль. Чем более активен ребенок, тем больше возможностей у него для реализации своих наследственных потенциалов и талантов.
Помните: ваше развитие — это не только результат генетических факторов или окружающей среды, но и результат вашей личной активности, желаний и стремлений. Ваша проактивность и желание учиться, исследовать и развиваться помогают раскрыть заложенные в вас возможности и становятся основой для дальнейшего роста и самореализации.