Социальная психология

Социальная психология групп.

Определение и основные признаки социальной группы

Согласно мнению Шибутани, социальная группа является важной формой объединения людей в процессе деятельности и общения. Педагогика характеризует социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и т.д. – все эти феномены выступают в качестве уникальных составляющих социальной группы, которые определяют меру ее устойчивости. Нестабильные социальные группы не являются основными в жизни человека, несмотря на то, что человек может находиться в них довольно продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – самые важные для личности социальные группы. Данные группы, в силу своей устойчивости, существенно влияют на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Однако, какими бы особыми функциями не обладали социальные общности, все они обладают определенными признаками, выраженность которых зависит от длительности существования группы и тесноты связей между участниками группы.
Основные признаки социальной группы:
1. Наличие интегральных психологических характеристик. К ним относятся общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и групповые интересы. Эти характеристики формируются с возникновением и развитием группы.
2. Существование основных параметров группы как единого целого. Параметр - это показатель, характеризующий определенное свойство.
Социальная группа обладает следующими параметрами:
  • Композиция: совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. К ним относятся численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.
  • Структура: характеризуется с точки зрения функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Например, при анализе структуры школьного класса, учитель может описать успеваемость учеников, их социальные роли (формальные и неформальные), социометрические позиции и статус.
  • Групповые процессы: динамические, меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Анализ групповых процессов требует наблюдения за группой в течение определенного периода. К важным процессам относятся:
  • Психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство).
  • Уровень развития группы как социального единства (стадии развития коллектива).
  • Процесс группового давления (конформизм).
  • Процессы изменения отношений и т.д. Различные изменения жизнедеятельности социальной группы, такие как деятельность, общение, отношения членов группы, могут описываться как групповые процессы.
Один из ключевых признаков социальной группы – это способность её членов к согласованным действиям. Именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение общей цели. Уровень согласованности действий зависит от степени развития группы, социальной ситуации, а также от действий лидера или руководителя. Способность предпринимать активные действия независимо от группы и влиять на её решения характеризует социальную силу личности.

Классификация социальных групп по Г.М. Андреевой

Классификация групп в социальной психологии

В ходе развития социальной психологии ученые неоднократно пытались создать классификацию социальных групп. Наиболее удачную классификацию разработала Г.М. Андреева (см. рис.)
Группы можно различать по ряду критериев:
  • Размер: малые и большие группы.
  • Реальность: условные и реальные группы.
  • Продолжительность: постоянные и временные группы.
Несмотря на различия, все группы имеют общие характеристики:
  • Групповые интересы: общие цели, которые мотивируют группу.
  • Групповые потребности: общие потребности, которые группа стремится удовлетворить.
  • Групповые мнения: общие взгляды и убеждения членов группы.
  • Групповые ценности: общие принципы и идеалы, которые члены группы считают важными.
  • Групповые нормы: негласные правила и ожидания, которые регулируют поведение в группе.
  • Групповые цели: общие стремления, к которым группа стремится.
Любая группа функционирует по определенным закономерностям:
1. Структура: группа всегда имеет определенную структуру, которая определяет роли и взаимоотношения между членами.
2. Развитие: группа постоянно развивается, меняется её состав, взаимоотношения и цели.
3. Флуктуация: в группе происходит смена членов, изменение их статуса и ролей.

Малые и большие группы

В социальной психологии особое внимание уделяется малым группам, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и её социального поведения.
Существует несколько типов малых групп:
1. Референтная группа: группа, к которой человек себя причисляет и которая является для него образцом для подражания. Человек принимает её цели, убеждения, нормы, ценности и формы поведения.
2. Нереферентная группа: группа, которая чужда или безразлична человеку.
3. Антиреферентная группа: группа, которую человек отвергает или отрицает.
В каждой группе индивид стремится занять определенное положение, которое определяется его статусом и системой групповых ожиданий. Малая группа характеризуется личными контактами, эмоциональными отношениями, взаимодействием членов группы, наличием общей цели, организационной структурой, распределением ролей и выработкой групповых норм.
Понятие "групповая динамика" в современной социальной психологии не имеет однозначного определения, но включает в себя внутригрупповые социально-психологические процессы и явления. К ним относятся феномены руководства, лидерства, принятия решений, нормообразования, сплоченности и конфликтов.
Термин "групповая динамика" был введен К. Левиным и относится к социально-психологической школе изучения малых групп. Важные динамические процессы включают образование групп, сплоченность, групповое давление, лидерство, принятие решений и эффективность совместной деятельности.
Большие группы отличаются от малых наличием специфических регуляторов поведения, образа жизни, интересов, ценностей и языка. Структура психологии большой группы включает психические свойства, процессы и состояния, а также психический склад и эмоциональную сферу. Каждая разновидность больших групп обладает своим своеобразием, и структура их психологии включает специфические психические свойства и процессы.
Процесс социализации

Процесс социализации

Социализация как приобщение человека к жизни в обществе
Система понятий социальной педагогики тесно переплетена с понятиями социологии, педагогики, психологии, философии и других дисциплин. По словам Л.Е. Никитиной, социализация - это заимствованная категория. Ещё в 60-70-х годах проблемы социализации личности активно изучались в отечественной философии, социологии и социальной психологии (Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Батенин С.С., Кон И.С., Парыгин Б.Ф. и др.). С конца 80-х годов проблемы, связанные с социализацией, стали интенсивно исследоваться в педагогике и социальной педагогике (Мудрик А.В., Галагузова М.А., Сластенин В.А, Никитина Л.Е., Мардахаев Л.В., Липский И.А., Загвязинский В.И. и др.). В настоящее время авторы расходятся во мнениях относительно толкования термина "социализация" и её соотношения с воспитанием и образованием. Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление, взаимосвязанное с образованием и воспитанием. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта через вхождение в социальную среду и систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его деятельности и активного включения в социальную среду. Таким образом, социализация включает в себя не только воспитание и обучение, но и спонтанные влияния социума.

Формирование личности - ключ к успешному обществу
Западные социологи утверждают, что цель и задачи социализации тесно связаны с развитием общества и его потребностями. Каждое общество стремится сформировать человека в соответствии с определенными универсальными идеалами - моральными, интеллектуальными, а иногда даже физическими (Э. Дюркгейм).
Общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно освоили свои роли:
* Мужчины и женщины: Поло-ролевая социализация учит нас, как взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нашим полом.
* Рабочие и профессионалы: Профессиональная социализация готовит нас к активному участию в экономической жизни страны, помогая нам найти свое место в обществе.
* Члены семьи: Семейная социализация учит нас строить крепкие и гармоничные отношения в семье, создавая фундамент для счастливой жизни.
* Законопослушные граждане: Гражданская социализация прививает нам уважение к законам и правилам, делая нас ответственными членами общества.

Путь к Самореализации

Согласно мнению А.В. Мудрик, каждый человек на протяжении всей жизни сталкивается с социально обусловленными задачами, которые трансформируются в его личные цели. Мы активно участвуем в определении и решении этих задач, будь то естественно-культурные, социально-культурные или социально-психологические. Однако, самостоятельно установленные задачи не всегда несут в себе позитивный личный смысл и социальное значение. На всех этапах социализации особую актуальность приобретает совместное целеполагание с педагогами, психологами и социальными работниками. Этот процесс опирается на две ключевые составляющие: "социумность" и "самость". Эти составляющие определяют успешность социализации.
Социализированность - это формирование черт, определяемых статусом личности и требуемых обществом.
Интеграция - это включение в жизнь общества в соответствии с его требованиями. Индивидуализация (обособление) - это сохранение и развитие личностных особенностей и возможностей. Когда нарушается баланс между интеграцией и обособлением, человек становится жертвой социализации. Это может проявляться в различных формах: дезадаптированная личность, конформист, одаренный ребенок, творческий человек, чья активность не признается обществом, люди с отклонениями в развитии, мигранты, дети из неблагополучных семей и так далее. Социализация человека происходит через множество механизмов. Важно понимать, что процесс социализации - это не просто адаптация к обществу, но и путь к самореализации, к гармоничному сочетанию собственных устремлений с требованиями общества.

Путь к Социализации

Механизм социализации - это прогрессивная аккомодация (приспособляемость) между человеком и изменяющимися социальными реалиями. Каждый из нас вступает в этот мир, как чистый лист, готовый к заполнению. Но как же мы становимся частью общества, как осваиваем правила и нормы, которые его составляют? Ответ кроется в механизмах социализации, которые помогают нам интегрироваться в окружающий мир.
Рассмотрим основные механизмы социализации:
1. Подражание: это мощнейший двигатель нашего развития. Мы наблюдаем за другими, учимся воспроизводить их модели поведения, копируем их опыт. Подражание - это наша первая ступенька к освоению мира.
2. Внушение: Не всегда мы осознаем, как глубоко на нас влияют окружающие. Внушение - это неосознанное воспроизведение внутреннего опыта, мыслей, чувств и психического состояния других людей. Невидимые нити влияния проходят между нами, формируя наше восприятие мира.
3. Конформность: Каждый из нас в той или иной степени чувствует влияние социальных групп. Конформность - это податливость такому влиянию, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с мнением и позицией большинства. Это способ удержания в течение социальной группы, но и источник для самостоятельного размышления.
4. Социальная фасилитация: Взаимодействие с другими людьми может как стимулировать, так и тормозить нашу жизнедеятельность. Социальная фасилитация - это ситуация, когда поведение одних людей активизирует и интенсифицирует жизнедеятельность других. В таких условиях мы можем достичь больших результатов.
Социализация и ее этапы
В социальной педагогике целостно представлены механизмы социализации, включающие в себя подражание, внушение, конформность и социальную фасилитацию. Для эффективного педагогического сопровождения процесса социализации ученые определяют его этапы. В процессе социализации выделяют три ступени (по С.И. Гессену):
1. Дошкольный период: период подражания, приспособления к окружающей среде через общение, игры и вовлечение в посильные виды трудовой и познавательной деятельности.
2. Школьный период: активного познания ребенком окружающей действительности. Полученные в школе знания вводят детей в мир культуры.
3. Этап завершения формирования личности: включает самообразование, внешкольное и профессиональное образование, а также совершенствование собственного "Я". Однако социализация человека продолжается на протяжении всей жизни. А.В. Мудрик выделяет три стадии:
1. Дотрудовая стадия: охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Она делится на два периода:
* Ранняя социализация: от рождения ребенка до поступления в школу, период раннего детства.
* Стадия обучения: весь период юности, включая время обучения в школе.
2. Трудовая стадия: весь период трудовой деятельности человека. Специфика социализации взрослых заключается в изменении внешнего поведения, оценивании норм, а не в их усвоении, осознании оттенков между "черным" и "белым" вместо простого следования правилам, и овладении навыками вместо формирования мотивации.
3. Послетрудовая стадия: пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий значительный вклад в воспроизводство социального опыта. Таким образом, социализация - это многоступенчатый и непрерывный процесс, который формирует личность человека на протяжении всей жизни.
Путешествие по стадиям социализации
Вся наша жизнь - это непрерывный процесс взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми. Этот процесс, называемый социализацией, формирует нас как личности, помогает нам найти свое место в обществе. Социализация - это не одномоментное событие, а путешествие, которое проходит через несколько ключевых стадий.
1. Первичная социализация или адаптация (от рождения до подросткового возраста). В этот период мы, словно маленькие губки, впитываем все, что нас окружает. Мы учимся говорить, ходить, взаимодействовать с окружающими, некритически усваивая социальные нормы и ценности. На этой стадии мы, по сути, адаптируемся к миру, подражая своим родителям, учителям и другим авторитетным фигурам.
2. Стадия индивидуализации (14-15 лет - 25 лет). По мере взросления мы начинаем задавать вопросы, сомневаться, критично осмысливать усвоенные ранее нормы. В нас просыпается желание выделиться из толпы, заявить о себе. Это время самоопределения, поиска собственного пути. Если эта стадия проходит успешно, мы развиваем важные качества: терпимость, коммуникабельность, активность. Но если же мы сталкиваемся с трудностями, может возникнуть девиантное поведение - неприятие общественных норм.
3. Стадия интеграции (25 лет и далее). Наступает момент, когда мы стремимся найти свое место в обществе. Мы ищем свою нишу, свою группу, в которой нас ценят, где мы можем реализовать свои таланты. Успех этой стадии зависит от того, насколько наши качества соответствуют ожиданиям общества. Если мы не находим своего места, мы можем столкнуться с двумя вариантами:
* Агрессия: Мы можем продолжать отстаивать свою индивидуальность, но при этом проявлять агрессию, чтобы защитить свою непохожесть.
* Конформизм: Мы можем попытаться стать "как все", изменяя себя, чтобы удовлетворить ожидания окружающих.
4. Стадия трудовая (период зрелости). Эта стадия посвящена труду, профессиональному росту, созданию семьи, воспитанию детей. На этой стадии мы активно участвуем в жизни общества, вносим свой вклад в его развитие.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). В этот период мы передаем свой опыт молодому поколению, помогая им освоиться в мире, в котором мы сами жили и работали. Эта стадия важна для преемственности поколений, для сохранения и развития традиций.
Путь социализации не всегда бывает простым. На него влияют многие факторы: семья, школа, друзья, общество в целом.
Институты социализации - это исторически сложившиеся формы организации социальной жизни, которые помогают нам в этом путешествии. Это семья, школа, церковь, государство, средства массовой информации - все они в той или иной мере формируют наши ценности, убеждения, поведение.

Помните, что социализация - это не только процесс усвоения норм и правил, но и процесс самопознания, саморазвития, поиска своего места в мире. Это не просто путешествие, а жизнь, полная открытий и возможностей!
Made on
Tilda