Педагогическая психология

Категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве.
Дети с нарушенным слухом
Дети с нарушениями слуха составляют разнородную группу, различающуюся по степени, характеру и времени возникновения нарушений. Основные категории:
  • Кондуктивные нарушения: временные проблемы, связанные с передачей звука через наружное или среднее ухо.
  • Сенсоневральные поражения: необратимые нарушения внутреннего уха.
  • Смешанные нарушения: комбинация сенсоневральных и кондуктивных проблем.
Классификация по степени потери слуха
Согласно классификации Л.В. Неймана, дети делятся на две подкатегории:
  • Слабослышащие: потеря слуха не мешает естественному овладению речью.
  • Глухие: стойкое необратимое нарушение слуха, затрудняющее или исключающее речевое общение.
В зависимости от степени тугоухости выделяются три уровня:
  • I степень: потеря до 50 дБ.
  • II степень: потеря от 50 до 70 дБ.
  • III степень: потеря более 70 дБ.
Дети с нарушенным зрением
Дети с нарушениями зрения также делятся на несколько групп:
  • Слепые: полная потеря зрения.
  • Слабовидящие: частичная потеря зрения, которая может быть исправлена с помощью коррекционных средств.
  • Косоглазие и амблиопия: нарушения, влияющие на восприятие и использование зрения.
Дети с речевыми нарушениями
Речевые нарушения могут быть как устными, так и письменными. Основные виды:
Устная речь:
  • Афония и дисфония: отсутствие или нарушение голоса.
  • Заикание: нарушение ритма речи.
  • Дислалия: проблемы с произношением при нормальном слухе.
Письменная речь:
  • Дислексия и дисграфия: нарушения чтения и письма соответственно.
Образовательное инклюзивное пространство должно учитывать разнообразие категорий обучающихся с ОВЗ, предлагая адаптированные программы и методы обучения для каждого ребенка. Это включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его потребностей и возможностей, что способствует более успешной социализации и интеграции в общество.
Потребности детей с нарушениями интеллектуального развития
  • Индивидуальные образовательные программы: Необходимы для максимальной подготовки к самостоятельной жизни.
  • Коррекционная помощь: Важно предоставлять разнообразные методы поддержки, учитывающие уникальные потребности каждого ребенка.
  • Социальная адаптация: Дети нуждаются в помощи для успешной интеграции (Интегрированное обучение – это такая организация образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ эпизодически или постоянно, частично или полностью включаются в учебно-воспитательный процесс, учатся, общаются, взаимодействуют с детьми без особенностей развития). в общество, что требует сотрудничества между педагогами, родителями и специалистами.
Образовательные маршруты для детей с нарушениями интеллектуального развития должны быть гибкими и разнообразными, чтобы учитывать их индивидуальные способности и потребности. Это позволит создать инклюзивную образовательную среду, способствующую их развитию и социализации.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой особую группу, различающуюся по степени тяжести и типам поведения. Классификация, разработанная О.С. Никольской, выделяет четыре основные группы аутичных детей, что помогает в выборе подходящего образовательного маршрута для каждого из них.
Группы детей с РАС
  1. Первая группа: дети с тяжелыми формами аутизма. Они проявляют полное отрешение от окружающего мира, могут не реагировать на физический дискомфорт и не используют активные формы общения. Их поведение характеризуется отсутствием интереса к предметам и людям, хотя они могут иногда проявлять понимание происходящего.
  2. Вторая группа: дети с менее выраженными нарушениями, которые могут демонстрировать простые формы взаимодействия, но их коммуникация остается ограниченной.
  3. Третья группа: дети с более развитыми навыками общения, но их взаимодействие часто жесткое и стереотипное. Они могут иметь узкие интересы и трудности в адаптации к изменениям.
  4. Четвертая группа: дети, которые более открыты к взаимодействию и способны обращаться за помощью к взрослым. У них наблюдаются стеснительность и повышенная ранимость.
Эта классификация позволяет педагогам и специалистам лучше понимать потребности детей с РАС и разрабатывать индивидуальные образовательные программы, которые помогут им развиваться и социализироваться. Понимание особенностей поведения и коммуникации этих детей важно для создания поддерживающей и инклюзивной образовательной среды.
Задачи образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, включают:
  • Внедрение инклюзивной практики: Педагогический коллектив должен активно развивать свои навыки и подходы для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Совершенствование организационной структуры: Необходимо улучшать координацию между различными службами и специалистами, работающими с детьми.
  • Создание принимающей образовательной среды: Обеспечение комфортных условий для всех учащихся, включая адаптацию физической среды и учебных материалов.
  • Адаптация содержания образования: Учебные программы должны быть гибкими и учитывать индивидуальные потребности детей с ОВЗ.
  • Психолого-педагогическое сопровождение: Важно предоставлять поддержку всем участникам образовательного процесса, включая детей, родителей и педагогов.
  • Обучение педагогов: Специалисты должны проходить подготовку по вопросам инклюзивного образования и работы с детьми с ОВЗ.
Показатели успешной организации учебного процесса могут включать:
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Наличие специализированных программ и материалов.
  • Специальные занятия с узкими специалистами (логопедами, психологами).
  • Подготовка педагогов к работе в инклюзивной среде.
Условия для успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс:
  • Подготовка коллектива к работе с детьми с ОВЗ.
  • Разработка коррекционных программ.
  • Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Эти меры помогут создать инклюзивное образовательное пространство, где каждый ребенок сможет развиваться и учиться наравне со сверстниками.

Made on
Tilda