Педагогическая психология
Категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве.
Дети с нарушенным слухомДети с нарушениями слуха составляют разнородную группу, различающуюся по степени, характеру и времени возникновения нарушений. Основные категории:
- Кондуктивные нарушения: временные проблемы, связанные с передачей звука через наружное или среднее ухо.
- Сенсоневральные поражения: необратимые нарушения внутреннего уха.
- Смешанные нарушения: комбинация сенсоневральных и кондуктивных проблем.
Классификация по степени потери слухаСогласно классификации Л.В. Неймана, дети делятся на две подкатегории:
- Слабослышащие: потеря слуха не мешает естественному овладению речью.
- Глухие: стойкое необратимое нарушение слуха, затрудняющее или исключающее речевое общение.
В зависимости от степени тугоухости выделяются три уровня:
- I степень: потеря до 50 дБ.
- II степень: потеря от 50 до 70 дБ.
- III степень: потеря более 70 дБ.
Дети с нарушенным зрениемДети с нарушениями зрения также делятся на несколько групп:
- Слепые: полная потеря зрения.
- Слабовидящие: частичная потеря зрения, которая может быть исправлена с помощью коррекционных средств.
- Косоглазие и амблиопия: нарушения, влияющие на восприятие и использование зрения.
Дети с речевыми нарушениямиРечевые нарушения могут быть как устными, так и письменными. Основные виды:
Устная речь:
- Афония и дисфония: отсутствие или нарушение голоса.
- Заикание: нарушение ритма речи.
- Дислалия: проблемы с произношением при нормальном слухе.
Письменная речь:
- Дислексия и дисграфия: нарушения чтения и письма соответственно.
Образовательное инклюзивное пространство должно учитывать разнообразие категорий обучающихся с ОВЗ, предлагая адаптированные программы и методы обучения для каждого ребенка. Это включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его потребностей и возможностей, что способствует более успешной социализации и интеграции в общество.
Потребности детей с нарушениями интеллектуального развития- Индивидуальные образовательные программы: Необходимы для максимальной подготовки к самостоятельной жизни.
- Коррекционная помощь: Важно предоставлять разнообразные методы поддержки, учитывающие уникальные потребности каждого ребенка.
- Социальная адаптация: Дети нуждаются в помощи для успешной интеграции (Интегрированное обучение – это такая организация образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ эпизодически или постоянно, частично или полностью включаются в учебно-воспитательный процесс, учатся, общаются, взаимодействуют с детьми без особенностей развития). в общество, что требует сотрудничества между педагогами, родителями и специалистами.
Образовательные маршруты для детей с нарушениями интеллектуального развития должны быть гибкими и разнообразными, чтобы учитывать их индивидуальные способности и потребности. Это позволит создать инклюзивную образовательную среду, способствующую их развитию и социализации.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой особую группу, различающуюся по степени тяжести и типам поведения. Классификация, разработанная О.С. Никольской, выделяет четыре основные группы аутичных детей, что помогает в выборе подходящего образовательного маршрута для каждого из них.
Группы детей с РАС- Первая группа: дети с тяжелыми формами аутизма. Они проявляют полное отрешение от окружающего мира, могут не реагировать на физический дискомфорт и не используют активные формы общения. Их поведение характеризуется отсутствием интереса к предметам и людям, хотя они могут иногда проявлять понимание происходящего.
- Вторая группа: дети с менее выраженными нарушениями, которые могут демонстрировать простые формы взаимодействия, но их коммуникация остается ограниченной.
- Третья группа: дети с более развитыми навыками общения, но их взаимодействие часто жесткое и стереотипное. Они могут иметь узкие интересы и трудности в адаптации к изменениям.
- Четвертая группа: дети, которые более открыты к взаимодействию и способны обращаться за помощью к взрослым. У них наблюдаются стеснительность и повышенная ранимость.
Эта классификация позволяет педагогам и специалистам лучше понимать потребности детей с РАС и разрабатывать индивидуальные образовательные программы, которые помогут им развиваться и социализироваться. Понимание особенностей поведения и коммуникации этих детей важно для создания поддерживающей и инклюзивной образовательной среды.
Задачи образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, включают:
- Внедрение инклюзивной практики: Педагогический коллектив должен активно развивать свои навыки и подходы для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Совершенствование организационной структуры: Необходимо улучшать координацию между различными службами и специалистами, работающими с детьми.
- Создание принимающей образовательной среды: Обеспечение комфортных условий для всех учащихся, включая адаптацию физической среды и учебных материалов.
- Адаптация содержания образования: Учебные программы должны быть гибкими и учитывать индивидуальные потребности детей с ОВЗ.
- Психолого-педагогическое сопровождение: Важно предоставлять поддержку всем участникам образовательного процесса, включая детей, родителей и педагогов.
- Обучение педагогов: Специалисты должны проходить подготовку по вопросам инклюзивного образования и работы с детьми с ОВЗ.
Показатели успешной организации учебного процесса могут включать:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Наличие специализированных программ и материалов.
- Специальные занятия с узкими специалистами (логопедами, психологами).
- Подготовка педагогов к работе в инклюзивной среде.
Условия для успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс:
- Подготовка коллектива к работе с детьми с ОВЗ.
- Разработка коррекционных программ.
- Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Эти меры помогут создать инклюзивное образовательное пространство, где каждый ребенок сможет развиваться и учиться наравне со сверстниками.