Учителя
Программа психологической поддержки и адаптации для классного руководителя 9 класса
Для классного руководителя 9-го класса программа психологической поддержки и адаптации приобретает особую значимость, поскольку этот период характеризуется подготовкой к ОГЭ, активным профессиональным самоопределением, а также формированием самосознания и жизненных планов.
Программа направлена на развитие стрессоустойчивости, саморегуляции, коммуникативных навыков и поддержку в выборе дальнейшего жизненного пути
Цели программы- Отработка стратегий и тактик поведения в период подготовки к экзаменам (ОГЭ), снижение уровня тревожности.
- Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и психофизической саморегуляции.
- Повышение психологической готовности к сдаче ОГЭ, создание позитивного настроя.
- Помощь в профессиональном самоопределении и планировании дальнейшего образовательного маршрута.
- Формирование культуры общения и творческой инициативы.
- Развитие способности принимать ответственные решения и нести за них ответственность.
Задачи программы- Познакомить выпускников с особенностями психологической подготовки к экзаменам
- Развивать познавательный компонент психологической готовности (внимание, память, мышление, самоорганизация, самоконтроль).
- Обучить приёмам релаксации и дыхательным упражнениям для снятия психоэмоционального напряжения.
- Повысить информированность учащихся, родителей и педагогов о возможностях получения психологической помощи.
- Способствовать формированию навыков уверенного поведения и повышения сопротивляемости стрессу.
- Оказывать психологическую помощь в процессе выбора профессии и планирования будущего.
Структура и содержание занятийПрограмма рассчитана на 8 месяцев (с октября по май) и включает 12 коррекционно-развивающих занятий (по два занятия в месяц, 45 минут каждое). Дополнительно могут проводиться консультации по запросу. Программа строится на принципах гуманистической психологии, учитывает возрастные особенности подростков и потребности группы.
Основные тематические блоки:Психологическая подготовка к экзаменам (ОГЭ)- Теория и практика стресса: причины, симптомы, влияние на человека.
- Техники релаксации и дыхательные упражнения:
- Дыхание «Квадрат»: Вдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка на 4 счета. Повторять несколько раз. Помогает успокоить нервную систему и сосредоточиться.
- Прогрессивная мышечная релаксация: Последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц. Учит осознавать и снимать физическое напряжение.
- Тайм-менеджмент и планирование подготовки: Как эффективно распределять время для учебы и отдыха .
- Работа с негативными мыслями: Техники оспаривания негативных убеждений, формирование позитивного настроя .
- Стратегии поведения на экзамене: Как вести себя до, во время и после экзамена, как работать с бланками .
Профессиональное самоопределение- «Мои интересы и склонности»: Обсуждение различных видов деятельности, проведение профориентационных тестов (например, «Карта интересов»).
- «Мир профессий»: Знакомство с востребованными профессиями, их особенностями, требованиями.
- «Профессия моей мечты»: Анализ соответствия своих качеств выбранной профессии, построение индивидуального профессионального маршрута.
- Принятие решений: Разработка алгоритма принятия взвешенных решений при выборе дальнейшего пути.
Развитие коммуникативных навыков и самооценки- «Я и моё окружение»: Обсуждение важности общения, роли друзей и семьи.
- Техники эффективного общения: Активное слушание, умение выражать свои мысли и чувства (Я-высказывания).
- Уверенное поведение: Развитие навыков отстаивания своей точки зрения, отказа, принятия комплиментов.
- Работа с самооценкой: Упражнения на выявление своих сильных сторон, формирование позитивного образа «Я».
Практические упражнения и методы- Групповые тренинги: Повышение навыков саморегуляции, самоконтроля, снятия тревожности
- Ролевые игры: Моделирование стрессовых ситуаций (например, ситуация экзамена, собеседование) для отработки уверенного поведения и техник самоконтроля.
- Мини-лекции: Информирование о психологических аспектах подготовки к экзаменам, стрессе, профессиональном самоопределении.
- Дискуссии: Обсуждение актуальных вопросов, обмен опытом и мнениями.
- Релаксационные методы: Прослушивание спокойной музыки, визуализация, медитативные практики для снятия психоэмоционального напряжения.
- Арт-терапия: Рисование своих страхов, мечты, эмоций для их осознания и проработки.
- Индивидуальное и групповое консультирование: Психологическая поддержка по запросу учащихся, родителей и педагогов.
Взаимодействие с родителями и педагогами- Родительские собрания: Повышение психологической компетенции родителей в вопросах выбора профессии и поддержки ребёнка в период экзаменов.
- Индивидуальное консультирование: Поддержка родителей по вопросам профессиональной ориентации и адаптации учащихся.
- Совместные рабочие встречи: Обсуждение с учителями-предметниками и классными руководителями вопросов психологической готовности к ОГЭ и поддержки учащихся.
Ожидаемые результаты- Усвоение психологических основ поведения при сдаче экзамена и создание позитивного настроя.
- Умение планировать время работы при подготовке к экзамену и на самом экзамене.
- Освоение техник саморегуляции и самоконтроля.
- Повышение сопротивляемости стрессу и отработка навыков уверенного поведения.
- Формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов.
- Начальное профессиональное самоопределение, определение способностей, склонностей и интересов к тому или иному виду деятельности.
Эта программа, основанная на принципах системности, непрерывности и личностно-ориентированного подхода, поможет учащимся 9-го класса успешно пройти период экзаменов и выбрать свой дальнейший путь, сохраняя при этом психологическое здоровье.