Ситуация с матерью

  • Мать постоянно выражает тревогу и недоверие к миру, перекладывая свои страхи и травмы на ребёнка.
  • Через слова, тон, жесты и реакции ребёнок усваивает: «Мир опасен», «Я не могу доверять», «Любые близкие могут причинить боль».
  • Даже при отсутствии прямой агрессии формируется хроническая тревога и чувство ответственности за эмоциональное состояние родителя.
Главная проблема
  • Потеря базового доверия к миру: ребёнок считает, что никто не безопасен.
  • Внутренний ребёнок не ощущает поддержки и защиты.
  • Формируется эмоциональная зависимость от настроения матери, что блокирует самостоятельность.
Этап 1: Осознание и принятие
Что делалось:
  • Выявление и признание, какие установки матери влияют на мысли и чувства.
  • Дневник наблюдений: фиксировать реакции тела и эмоции, когда слышишь установки типа «все мужчины плохие».
Практика:
  • «Разделение своего и чужого»: мысленно отделять свои мысли, желания и страхи от навязанных.
  • Диалог с внутренним ребёнком: проговаривать страхи, которые «пришли» через мать, отвечая взрослым безопасным «я».
Результат:
Ребёнок начинает осознавать, что установки матери — не его собственные, и может постепенно отделять себя от этих сценариев.
Этап 2: Создание внутренней опоры
Что делалось:
  • Формирование внутренних границ: ребёнок учится внутренне говорить «это не моё, это её страхи».
  • Малые самостоятельные решения, независимые от материнской оценки.
Практика:
  • Визуализация безопасной зоны: мысленно строить пространство, куда чужие страхи не проникают.
  • Мини-эксперименты: делать выбор, не спрашивая разрешения, говорить «нет», доверять собственному «я».
Результат:
Появляется чувство внутренней автономии, базовое доверие к себе и к миру постепенно восстанавливается.
Этап 3: Преобразование тревоги в ресурс
Что делалось:
  • Тревога и недоверие фиксировались как сигнал, где есть работа.
  • Использование знаний о психологии для осознанного выбора, безопасного взаимодействия и самоподдержки.
Практика:
  • Телесные и дыхательные упражнения для снятия напряжения и заземления.
  • Планирование действий через взрослое «я», а не через реакции матери.
Результат:
Эмоциональная автономия усиливается, внутренний ребёнок начинает доверять себе и взрослому «я».
  • Этап 4: Применение и самостоятельная работа
  • Перенос опыта на самостоятельную работу и онлайн-пространство «Психология без границ».
  • Обучение отделять чужие сценарии, восстанавливать базовое доверие, строить безопасные отношения.
Результат:
Человек, столкнувшийся с материнской тревожностью и манипуляциями, получает стратегию и навыки, чтобы экологично и безопасно восстанавливать доверие, внутреннюю опору и зрелость.
Made on
Tilda